В охотничьи владения ДП «Маневицкий ЛХ» вновь заладилась волчья стая. На песке четко красуются огромные отпечатки лап крупных волков. Но самое страшные здесь, далеко не звери …

— Судя по следам, по нашим лесам бродит два волчьих выводка, — показывает только что сделаны фотографии заместитель директора по охоте ГП «Маневицкое ЛХ» Николай Корец. — Посмотрите, какие лапы у этого волка! Как добрый человеческий кулак. Приходит четверо взрослых волков и трое малых. Наши охотничьи угодья богаты дичью, поэтому волчья стая присматривается, где бы обустроить новые логова.Для егерей, которые хранят, ухаживают, подкармливают зверье, — это тревожный сигнал. Ведь взрослый волк за сутки съедает три-пять килограммов мяса. Каждый рейд стаи лесными зарослями оборачивается потерями для охотничьего хозяйства. А с другой стороны — это показатель того, что их угодья богаче дикими зверями, чем соседние, откуда волки в поисках добычи мигрируют на Маневиччину.

— Девять лет назад мы начинали практически с нуля, — рассуждает Николай Николаевич. — Это сейчас в наших лесах водится практически всякий зверь. Только в охотничьих угодьях ГП «Маневицкое ЛХ» за таксационными данными 708 коз, 268 кабанов, 800 зайцев, 73 лоси, 7 оленей, 600 бобров, много мелкой зверя — белок, выдр, более 1300 пернатых летунов, есть красно книжные глухарь, тетерев, журавль серый, черный отшельник-аист. А еще есть проходной зверь и перелетная птица. Тогда же охотничьи угодья бы браконьерами кишели. Те стреляли из-под фар, с нарезного оружия, в светлое и темное время суток, без правил, лицензий и разрешений, капканами и петлями ловили диких животных, которые заходили в эти леса из других угодий.

Мы ежедневно устраивали рейды, сидели в засадах, дежурили днем и ночью, одновременно обустраивали вольеры, делали подкормочные площадки, помогали животным выжить зимой, а еще привлекали общественность, через СМИ разъясняли вред браконьерства … Сегодня здесь много зверя.

Егеря ГП «Маневицкое ЛХ» — а их здесь пятеро — делают почти непосильную работу.
Обустроили 32 откормочные площадки, где есть различные кормушки и солонцы, посеяли 27 гектаров проса, овса, топинамбура на многочисленных лесных полянах уже в этом году заготовили 10 тонн сена, 9 тысяч кормовых веников из крапивы, дуба, лозы, ивы.

Даже в эту летнюю жаркую пору, чтобы отвлечь животных от людей, подкармливают дичь кукурузным зерном, корнеплодами. Благодаря вольерному хозяйству потомство дикого кабана стало более защищенное и многочисленное. Это очень серьезная и трудоемкая ежедневная работа. Каждый сельский хозяин имеет в сарае живность и знает, что такое ее прокормить и уберечь от коршуна, лисы или бродячей собаки животное. Егеря регулируют численность вредных для охотничьего хозяйства животных, устраивают облавы на пришедших волков и лисиц. А сколько хлопот доставляют свои доморощенные и заезжие браконьеры.
Хотя, говорят егеря, у них имеются надежные сознательные помощники из числа пользователей охотничьими угодьями и самих охотников. В этом году контрольные карточки обменяли 370 охотников, которые охотятся в угодьях района. Абсолютное их большинство с пониманием и уважением относятся к егерской службе, всячески способствуют им в работе, сами пытаются заготавливать корм для дикого зверя и даже бороться с браконьерством.
Но у Маневичах и близлежащих селах по два-три браконьеры, в которых никаких угрызений совести не возникает, на которых уже никакой осуждение общественности не действует. Это страшные люди! .. У некоторых из них экологи изымали сотни стальных петель, приготовленные как на зайчика, белку, лисицу, так и на козу, кабана и такого лесного великана как лось.
В лесу их обнаружить крайне трудно, но егерям это удается. Бывает делают многодневные дежурства и ловят этих душегубов, иначе их и не назовешь. Однажды мне довелось услышать историю, как в такую стальную ловушку попала огромная Лосиха. Она была обречена на гибель. Даже егерям, которые заметили ее, не представлялось, как можно освободить такого зверя. Ведь неизвестно, как при приближении человека поведет себя этот большой зверь.
Перепробовали всевозможные способы. Наконец, дождались ночи, и один из егерей, рискуя фактически жизнью ради спасения Лосиха, подобрался (а другие в то время всячески отвлекали внимание зверя) до копыт и едва «перекусил» стальную петлю.
Лосиха впрочем, хоть и зверь, будто понимая состояние человека, благодарно и удивление спокойно посмотрела на спасителя. Неудивительно, что егеря, которые видят те муки, проявляют необычайную строгость к не людям.

В прошлом году экологи ГП «Маневицкое ЛХ» составлен тридцать семь протоколов на нарушителей правил охоты, изъято семь ружей, на месте преступления были задержаны браконьеры, которые подстрелили две козы и одного дикого кабана. Браконьеры были вынуждены возместить охотничьему хозяйству двадцать шесть тысяч гривен. Уже в этом году егеря ГП «Маневицкое ЛХ» сняли четыреста петель, составили шестнадцать протоколов, изъяли три незарегистрированные гладкоствольные ружья. Три админ материала было передано в рыб инспекцию, по одной из них возбуждено уголовное дело.

— Егерь — крайне необходима единица в штатном расписании лесохозяйства, — говорит Николай Корец. — Это не только лесной пастух и защитник дикого зверя и птиц, это еще и моральный авторитет, который призывает все общество беречь и с пониманием относиться к братьям нашим меньшим.

Одним из таких моральных авторитетов, людей чести и долга считается егерь Маневицкого лесхоза Юрий Бугайчук. В лесохозяйством он уже работает десять лет, изучил все тонкости профессии, хорошо знаком с психологией и повадками зверей, знает их сокровенные желания и тропы, умеет различить доброго и злого охотника, знает, кто на что способен из жителей близкого округа.

В близлежащих к пгт. Маневичи, охотничьих угодьях, а они занимают более двенадцати тысяч гектаров, водятся лоси, кабаны, козы, бобры, выдры, лисы, заяц русак, и всякие дикие птицы, даже глухари и тетерева, черные аисты и серые журавли, не говоря о водоплавающих диких уток и гусей.

Лесные хозяева егеря, уже заготовил на зиму для подкормки копытных две тонны сена, полторы тысячи кормовых веников. Ежедневно на четырех подкормочных площадках подкармливают лесных жильцов, посеяли четыре кормовых поля, заботятся о кормушках и солонцах, сторожат зверя и на При лесной территории, чтобы не шел в огороды. Казалось, только бы за это человека нужно уважать. А еще он хороший отец, хороший хозяин. Вместе с женой — работницей гос лесхоза. Вся семья — трудоголики. У них порядок и на огороде, и в доме.

Егерская работа, как и всякая государственная служба, заставляет быть ответственным и строгим к нарушителям.

В прошлом году именно он задержал браконьера, что подстрелили кабана, а в целом составил четыре протокола на нарушителей правил охоты. В этом году благодаря его храбрости и профессионализма был задержан браконьер, против которого возбуждено уголовное дело.

А это очень не нравится браконьерам. В прошлом году ни за что ни про что браконьер покосил картофель и овес на поле вблизи села Галузия, где хозяин сажает огород.

— Отомстил какой-то браконьер! .. — Говорят коллеги. — Юрий Васильевич — доброжелательный к людям, но к наглецам, грубиянам и обидчикам природы имеет строгий и бескомпромиссный подход.

И в этом году егерь едва не стал жертвой преступников, а как иначе назовешь людей, которые ради своего черного промысла готовы пойти на преступление. А было это так. Недалеко от подкормочной площадки, егеря обнаружили скрытый аккумулятор. Логика подсказывала, что кто-то охотится из-под фар. У браконьера атрибута устроили круглосуточное дежурство и вот на третьи сутки в час ночи в урочище Дубина — это 21 квартал Маневицкого техника — примчался мотоцикл Альфа с двумя пассажирами. Увидев егерей, мотоцикл рванул прямо на Юрия Бугайчука, лишь чудом ему удалось избежать трагического исхода. Но мотоциклист все же нанес травму егерю. Сейчас по этому случаю ведется расследование, и право охранители, и егеря, как говорят, вышли на след моторизованного браконьера. Вероятно, почувствовав, что скоро придется ответить за содеянное, браконьеры около часа ночи, совершили нападение на дом егеря, чтобы запугать природо охранника, бросили в окна два кирпича. Один попал в комнату, а второй упала на кровать, где спала жена егеря. Только счастливый случай спас ее и детей от травм. По этому делу уже ведется следствие, думается, право охранители не оставят такой «героический» поступок безнаказанным, обидчики обязательно будут найдены.

… Эти две волчьи стаи, присматриваются к охотничьих угодий ГП «Маневицкого ЛХ», не так страшны, как стаи современных оборотней-браконьеров, которые днем притворяются порядочными людьми, а ночью выходят из капканами и петлями, гладкоствольным и нарезным оружием. Даже сытые волки не будут трогать зверя, а сытые двуногие, это делают без капли совести, без осознания своей неполноценности.
Перед их низкими инстинктами – лишь одни егеря. Одни егеря. Часто в одиночестве! Без оружия! Но всегда с твердым убеждением, что эта их жертвенность нужна братьям нашим меньшим.

Сергей Цюриць, пресс-служба Волынского ОУЛОХ, Фото Николая Корец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *