Еще не так давно понятие «лесные дороги» (по крайней мере, в Украине) считались вопросом понятным и сложности не вызвали. Лесной дорогой считалась тропинка или проложен автомобилем путь с колеей, которая каждый раз давала о себе знать в дождливую погоду. А в болотном Полесье Волыни о дороге в лесу и вообще не шла речь. Болото является болото.Сегодня ситуация в корне изменилась.

Европа уже давно работает над строительством настоящих лесных дорог, а не направлений, которые когда-то назывались украинские пути в лесах. Так, строительство хорошей дороги в лесу — дело нелегкое и дорогостоящее, но эксплуатация лесной техники на бездорожье обходится еще дороже. Наверное, специалисты Финляндии (опыт этой страны рекомендуют как лучший в области), взвесили все «за» и «против» — и именно поэтому лесные массивы государства покрыты дорогами, как рыболовной сеткой.

Высокие транспортные расходы, дорогая техника, труднодоступные и почти непроходимые места — все это дало толчок украинским лесоводам по-новому посмотреть на вопрос нужности путей в лесу. Хотя во многих лесных хозяйствах страны и раньше строили лесные дороги, но возможно, не такие мощные, как сейчас. Сегодня в государстве четко определены приоритеты, среди которых лесная инфраструктура занимает главное место.

 

Лесные дороги в Украине начали строить достаточно быстрыми темпами и высокими мощностями. Имея наработки и опыт других государств, мы можем ложить качественное и долговечное полотно. Ведь высокая степень эффективности лесного хозяйства европейских стран основана на логистических цепочках. И довольно плотная сеть лесных дорог играет главную роль в этой цепочке. Например, сетка лесохозяйственных дорог в той же Южной Финляндии настолько плотная и такого качества, что среднее расстояние лесоперевозкы составляет всего 200 м.

— Президент Украины и правительство государства ставят перед Госагентством задачу развивать лесную инфраструктуру. Строительство современных дорог приблизит лесную отрасль Украины к евро стандартам, — отмечает первый заместитель председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Ярослав Макарчук.

— По данным экспертов, 80 процентов лесных угодий остаются недоступными для наземного транспорта, поэтому руководство лесной отрасли Украины совместно с лесными хозяйствами всех регионов страны активно работают над этим вопросом, понимая, что это означает не только повышение экономических показателей деятельности отрасли за счет свободного доступа к спелой древесине, а имеет еще и противопожарное значение. В случае возникновения лесных возгораний специалисты беспрепятственно смогут добраться до источника воспламенения, что значительно повысит шансы быстро его ликвидировать. Кроме этого, лесные дороги имеют еще и важный социальный фактор.

Достаточно весомым фактором в несущей способности лесохозяйственной дороги является правильный водоотвод. На Волыни — в достаточно влажной местности — видим мощные дренажные канавы, которые и дают возможность длительного и эффективного использования дорожного полотна.

… Новопостроенная дорога протяженностью 15 километров, которую открывали в канун профессионального праздника лесоводов с участием первого заместителя председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Ярослава Макарчука, также проложена в заболоченных, труднопроходимых местах. По обеим ее сторонам тянутся чудесные волынские леса. Новый путь не только облегчит работу лесоводам и позволит использовать ресурс из труднодоступных мест, но и будет иметь важное социальное значение.

— Сегодня очень хорошее событие, — отметил Ярослав Макарчук, осматривая новую лесную дорогу, которая объединила два села в двух районах Волыни — Кашивку Ковеля и Софиянивку Маневицкого района.

— Открываем дорогу, которая соединяет два населенных пункта и одновременно дает им жизнь и развитие. Это прекрасные дороги, которые дают возможность расти и селам, и регионам, как в культурном, так и в направлении ведения лесного хозяйства.

Черевахивський сельский голова Валентина Чернишен уже беспокоится, чтобы пустили автобусный маршрут Маневичи — Ковель через Череваху, Софиянивку и Кашивку. Заместитель председателя облгосадминистрации Виталий Карпюк пообещал посодействовать крестьянам в решении этого вопроса.

… Приостанавливаемся в рекреационном пункте (где-то на средине пути), здесь неподалеку работает техника из мелиорации. Интересно посмотреть, как справляется в болотистой местности. Навстречу нам — мопед. Мужчины, держась друг за друга, едва удерживают огромные корзины, наполненные грибами. Нововыстроенной дорогой мелькают машины, подводы. Движение пошло! Путь в жизни — открыт! А еще несколько лет назад люди и мечтать не могли о подобном …

 

Несмотря на дождливую погоду, в этот день в области открыли еще одну лесную дорогу. Теперь уже — в массивах государственного предприятия «Цуманский лесхоз». Казалось бы, отрезок всего 6 километров, но он дает возможность проезда в труднодоступные заболоченные леса: ведет от трассы Цумань — Лопатень к построенной в прошлом году лесной дороге Берестяное — Скреготовка, которая уже год успешно эксплуатируется и поддерживается в хорошем состоянии. Чтобы проложить эти шесть километров, пришлось выбирать торф, завозить песок, прокопать боковые мелиоративные канавы, а верхний слой укреплять щебнем. Зато добротная вышла трасса!

Фактически же строить лесные дороги на Волыни начали с 2007 года. Уже тогда было проложено 8 км лесных дорог, в том числе 5 км — за средства Государственного бюджета. Освоено 1,5 млн грн капиталовложений, из них 1 млн — средства государственной казны. В течение 2007-2010 годов построен и проведен капитальный ремонт лесных дорог с обустройством щебеночного покрытия общей протяженностью около 60 км, в том числе — более 20 км за средства Государственного бюджета. Освоено 8 млн грн капитальных вложений, в том числе — 5,5 млн грн средств госбюджета.

— При поддержке Президента, в прошлом году на строительство дорог в лесах из Государственного бюджета выделили 60 миллионов гривен. Еще столько же — на приобретение строительной техники, — замечает Ярослав Макарчук.

— В этом году государственными лесохозяйственными предприятиями Украины за собственные средства запланировано построить, отремонтировать и реконструировать около тысячи километров лесных автомобильных дорог. Десятую часть из них будет проложено на Волыни.

 Оксана Чурило

 Фото автора Всеукраинский журнал «Лесной вестник» (октябрь 2012 № 10/13)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *