kinburnskaya-kosa-ukrainskaya-saxara-ili-gileya-strana-lesovПолуостров Кинбурнская коса не просто уникальный уголок нашей страны, это жемчужина Причерноморья — единственная, неповторимая среди заповедных драгоценностей, которые сохранились в нашем государстве.

Очень часто Кинбурнскую косу называют «украинской Сахарой», и неудивительно, — бескрайние пески, засушливый климат и экстремально высокие температуры летом создают подобные впечатления, будто ты действительно в пустыне. Но всегда ли таким был полуостров?

Из исторических источников известно о наличии лесов в условиях Нижнеднепровья. Многие ученые считают что, сосновые, березовые леса существовали здесь на протяжении всего голоцена, а изменение лесного на пустельностеповий ландшафт произошло вследствие уничтожения лесов скифами.

В стоянках эпохи неолита был найден уголь сосны, березы, осины, в стоянках ранней бронзы кроме тех же пород — еще и дуба, в более поздних стоянках преобладали кустарники (кусты), отражающие историю развития лесоексплуатационной техники и последовательного обеднение лесов под влиянием земледельческо — скотоводческо — скифского, а позже — русского и татарского населения Олешья.

Большинство современных историков считает, что Гилея — страна лесов во времена Геродота была лесозаплавным массивом вдоль Днепра от острова Хортица до его устья.

Отдельные небольшие урочища существовали и на Кинбурнской косе — песчаном полуострове протяженностью около 40 км, отделяющим Днепровско-Бугский лиман от Черного моря. Границы Гилеи, описанной Геродотом, оставались почти без изменений до конца XVIII в.

Есть документальные свидетельства, что вблизи Олешок русские войска устроили земляные укрепления во время войны с Турцией в 1773 и 1774 годах для блокировки турок в Кинбурнской крепости.

И война завершилась подписанием Кючук-Карнаджийского мира в 1774 году, по которому Кинбурнская коса и прилегающие земли отошли к России. После передачи земель казенным переселенцам около 5 тыс. десятин леса, которые были в районе Олешье, были практически полностью вырублены.

Землевладельцы начали активно развивать овцеводство, сказочно их обогатило, Россия вошла в тройку мировых экспортеров овечьей шерсти. За короткий период овцы превратили степной ландшафт на полупустынный с подвижными песками.

Ввиду большой вред, который наносили подвижные пески, с 1834 года начались первые попытки местной общины по закреплению Олешковских песков посадкой тальника, однако они проводились в незначительных объемах и часто были неудачными.

Масштабные работы по созданию лесных насаждений на песках Кинбурна начались с 1962 года по технологиям, разработанным украинскими учеными. Основой технологий является глубокое (на 60 см) рыхления песков в рядах посадок сосны, которое обеспечивает ускоренное проникновение корневых систем сосны в лучше обеспеченный влагой слой почвы. Цель была одна: не дать этой местности окончательно превратиться в пустыню.

Сотни лет люди пытались восстановить здесь леса. Десятки, сотни неудачных попыток, тысячи агролесомелиоративных методик не давали никакого положительного результата — всегда побеждали пески.

И вот полвека назад на этой территории появилась сосна крымская и обыкновенная, которые смогли противостоять и солнцу, и ветрам. Благодаря самоотверженному труду лесоводов, которые за полвека создали на Кинбурнской косе настоящий рукотворный лес общей площадью более 9000 га, пески были побеждены.

Сейчас на территории Кинбурнской косы находятся два лесничества Очаковского ГЛОХ: Кинбурнское и Васильевское. Деятельность лесного хозяйства направлена ​​на повышение экологических функций лесов, в частности — почвозащитных и водоохранных.

До сегодняшнего времени здесь сохранился своеобразный природно — территориальный комплекс песчаных и приморских ландшафтов, среда обитания многих видов растений, грибов, животных, среди которых есть такие, которые не встречаются больше нигде в Украине.

Природные условия Кинбурна благоприятные для пляжно — купального отдыха, лечение грязями, охоты, рыболовства, сбора грибов, а также научного и спортивного туризма. И останется ли полуостров таким десятки лет, зависит от человечества нашей страны в целом. То, каким будет выбор — подтвердить статус пустыне «украинская Сахара» или воспроизвести «Гилея» — страну лесов?

По материалам Николаевского ОУЛОХ

 
Игорь Серба, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *