На территории Косовского лесничества ГП «Кутское лесное хозяйство» массово усыхают пихты. Темпы такие, что за несколько месяцев лес может превратиться в сплошной сухостой. А причиной этого, по словам ученых, являются болезни деревьев.
Работники Кутского лесхоза, главный инженер Андрей Ониськов и лесник Петр Плихтяк, обнаружив такое резкое усыхание пихты белой, обратились за помощью к ученым и специалистам в лесной отрасли, в частности к доктору биологических наук, профессору кафедры ботаники, древесиноведения и недревесных ресурсов леса НЛТУ Украины Мирославе Сороке.
В этом году в январе я увидел, что пихта сохнет впечатляющими темпами. Если в январе на участке было 20% сухостойной древесины, то в марте их количество уже достигало около 50%, а сейчас этот процент еще больше. Мы поняли, если ничего не делать, то за несколько месяцев здесь будет сплошной сухостой. Здесь последние годы не проводилась ни одна хозяйственная деятельность, поэтому деревья не могли быть повреждены при трелевке или валке деревьев, это свидетельствует о заболевании деревьев, — рассказывает лесничий Петр Плихтяк.
Обнаружив это, работники провели в лесничестве выборочно-санитарную рубку, лесопатологическое обследование деревьев, но как остановить эту болезнь, так и не решили, потому обратились к ученым. После тщательного анализа и обследования деревьев Мирослава Сорока поставила диагноз — бактериальный рак — водянка, который может развиться в случае преобладания хвойных деревьев в лиственном лесу.
Диагностировать бактериозы можно только по результатам лабораторного анализа, который мы вскоре получим. Но даже при визуальном обследовании усыхающих деревьев можно увидеть яркие признаки этой болезни. Во-первых, усыхание развивается резко, в короткие сроки, в следующий после засухи год, что позволяет отвергнуть диагнозы «корневая губка» или «ежеватый вид». Во-вторых, деревья пихты имеют характерный «ежеватый вид» вследствие развития водных побегов. В-третьих, поврежденные деревья имеют, кроме смолоточення, подтеки жидкости и мокрые основания стволов. При срезание таких деревьев наблюдаются водянистые древесина и луб. Кстати, местным жителям эта болезнь хорошо известна и «мокрые» дерева они называют брецляки, — отметила Сорока.
По ее словам, причин возникновения этой болезни много. Однако самым важным является нарушение видового состава древостоев.

В этом случае наблюдаем преобладание пихты в елово-буковых лесах, которые легко диагностируются здесь по набору характерных видов травяного яруса. Распространение болезни идет разными путями — грунтовыми нематодами, пыльцой, семенами, поэтому подрост пихты в таких лесах, как правило, обречен . Возбудитель рака — водянки, бактерия рода Erwinia, не уничтожается даже при протравливании семян. Наш совет лесоводам — ​​в короткие сроки перевести такие древостои в елово-буковые с преобладанием бука, примесь пихты белой должно быть с деревьев, выращенных из семян здоровых экземпляров, — рассказала профессор Сорока.
Главный инженер ГП «Кутское лесное хозяйство» Андрей Ониськив говорит, что в первую очередь необходимо убрать из леса больные деревья, ведь они являются возбудителем распространения как раковых заболеваний, так и различных вредителей.
Как и у человека, у больного дерева иммунитет ослаблен, и одна болезнь привлекает другие. Сначала идут раковые повреждения, затем короеды, корневая губка. Анализы этих деревьев мы направим в Львов, Киев, Польшу, чтобы результаты окончательно подтвердились, после этого будем советоваться с учеными и искать пути решения проблемы. Этим должна заниматься лесопатологичная служба, однако у них нет надлежащего снаряжения, поэтому эту проблему необходимо решать на государственном уровне. Государство должно выработать путь развития и стратегию сохранения лесов, — отметил Оныськив.
Петр Плихтяк отмечает, что пихта — вторая после ели хвойная порода, которая наиболее распространена в Карпатах. К этому времени массово усыхала ель, и лесникам не удалось найти эффективных средств воздействия на эту проблему.
Если и с пихтой такое будет, то Карпаты могут быть лысые не от топора, а от бездействия. Более того, такое массовое усыхание деревьев представляет угрозу возгорания леса, при пожаре могут сгореть не только деревья, но и все живое в лесу — и насекомые, и звери. Поэтому эти научные исследования важны не только для нашего лесничества, но и для всей области в целом, ведь видим, что эта болезнь распространяется на леса за пределы нашего района и под угрозой может быть вся пихта в наших Карпатах, — отметил Петр Плихтяк.

 

По материалам kurs.if.ua

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *