Усыхание леса, как следствие размножения вредителей, — это естественный закономерный циклический процесс. Поэтому главная задача — спасти здоровые деревья и сырье. В Соединенных Штатах погибают хвойные леса, которые по площади равны площади Франции. Страдают от усыхания леса Европы, и все Северное полушарие бьет тревогу из-за глобальной проблему усыхания лесных массивов.

В Украине площади поврежденных хвойных лесов составляют не менее 250 тыс. га! Винницкая область — не исключение. В последние годы ухудшилось лесопаталогическое состояние и винницких лесов.

В чем же корень зла? Как с ним бороться? Об этом рассказал специалист по проблемам болезней леса, заместитель директора государственного специализированного лесозащитного предприятия «Винницалесозащита» Александр Болюх.

Когда нарушается баланс, то норма становится патологией

Вредители и болезни деревьев в большей или меньшей степени всегда присутствуют в лесных насаждениях. Лес — это кормовая база для болезней и вредителей. Он растет, увеличивая биомассу, которой пользуются и стволовые вредители. Они сотни миллионов лет существуют вместе с самими же лесами. Это норма, задуманная природой. Но при определенных обстоятельствах этот баланс нарушается и происходят массовые вспышки болезней леса и распространения вредителей или активизация болезнетворных организмов. С чем это связано? Ученые называют несколько причин.

Во-первых, увеличение популяции вредителя в связи с повышением температуры воздуха (климат с умеренно континентального приобретает черты континентального) и уменьшением количества осадков. В этом году мы наблюдали резкий контраст изменений времен года — окончание зимы и наступление лета, весны практически не было! Итак, вредитель начинает раньше вылетать. Он себя хорошо чувствует, меньше болеет, дает хорошую плодовитость и, таким образом, идет нарастание массы популяций того же короеда, например. Обычно вредитель дает два поколения за период, а в условиях удлиненного лета, как утверждают некоторые исследователи — 5 поколений!

А размножаются вредители с геометрической прогрессией! Один самец верхушечного короеда оплодотворяет до 8-12 самок, каждая из которых откладывает 60-80 яиц, потом эти 60 вредителей еще раз дадут потомство. И таким образом происходит увеличение их численности.

Во-вторых, упомянутые климатические изменения приводят к аномальным природных явлений (снеголом, ураган, засухи способствуют возникновению пожаров). Все это в совокупности со снижением грунтовых вод, изменением гидрорежима почвы уменьшает устойчивость лесов и способность сопротивляться патогенам. Если хвойное дерево здоровое, имеет достаточное количество влаги при оптимальной температуре, то при заселении вредителя оно себя защищает смолотечением. Когда дерево ослаблено, то эта кормовая база становится доступной для вредителя, он активно растет, питается, дерево умирает, вредитель заселяет соседнее, распространяясь на новые территории.

В-третьих, на сегодня в Украине большинство лесов — рукотворные. Искусственные леса — это экосистема, созданная человеком, и чаще всего с недостаточно сбалансированным породным составом. И поэтому для монокультурных лесных насаждений проблема вредителей становится в разы острее. От одной болезни или вредителя страдает или гибнет вся площадь. А вот заселился верховой короед в смешанные массивы — усыхает сосна, а остальная территория остается лесистой. В качестве примера естественной защиты от вредителей можно рассмотреть экваториальный лес, где каждое дерево старается как можно дальше от себя отбросить свои семена.

Вспышка вредителей пойдет на спад до 2020 года.

В Украине за последнее десятилетие усыхание ели европейской от короеда-типографа охватило около 50 тыс. га древостоев, в том числе в Винницкой области — около 1 тыс. га. Это почти 40 процентов от всех еловых древостоев! Остались, можно сказать, последние еловые насаждения …

В последние годы наблюдаем усыхание сосны обыкновенной, около 100 га Винницкой области. Причем эти патологические процессы происходят не только в лесу, а в парках, скверах, насаждениях населенных пунктов. У нас по сравнению с Житормищиной ситуация лучше. Связано это с тем, что леса в Винницкой смешанные в большинстве, а у житомирян — монокультурные насаждения с главной породой сосной. Официальная цифра только по Житомирскому областному управлению лесного и охотничьего хозяйства составляет 42 тыс. га насаждений, поврежденных верховым короедом. У нас в Винницкой области сосна не так распространена, но повсюду, где она присутствует, наблюдается ситуация с усыханием древостоев.

Существуют отдельные факты того, что, вроде бы, в некоторых местах затихает усыхание ели. Но, поскольку такие наблюдения касаются сильно изолированных массивов, то с прогнозами будем очень осторожны! Мы не можем пока говорить о тенденции.

Как правило, проходит 7-8 лет от начала вспышки распространения вредителей и до конца. Но если климатические условия благоприятны для вредителя, может продолжиться фаза вспышки. Если в 2010-2011 годах начались патолочични процессы, то к 2020 году вроде должны закончиться … Но это оптимистичный прогноз.

Лучший метод борьбы с вредителем — своевременная локализация очага

Какие же методы борьбы со стволовыми вредителями? Они существуют, но, учитывая масштабность и всеохватность патологических процессов в лесных насаждениях, эффективность каждого метода недостаточна.

Феромонные ловушки содержат женский гормон вредителей, привлекают их и отлавливают. Но этот способ слишком дорогостоящий. Нужно, к примеру, не меньше сотни ловушек на лесничество. Стоит одна ловушка с феромоном 30 евро, то есть всего 3000 евро … Массового использования у нас в Украине феромонные ловушки не получили. Но очень редко с целью наблюдения или при необходимости спасти определенные участки, какие-то ценные насаждения, какое-то отдельное урочище их используют.

Химическая обработка лесов не применяется. Не доказана эффективность этого метода. К тому же, можно сделать больше вреда, протравив химическими средствами полезных энтомофагов, птиц.

Один из методов борьбы — использование естественных врагов вредителей. Это энтомофаги — насекомые, которые откладывают яйца в тело вредителя или питаются этими вредителями. Энтомофаги тоже должны были бы увеличить свою популяцию, поскольку вредители являются для них кормовой базой, но для этого должно пройти определенное время, 4-6 лет. И птицы помогают контролировать численность вредителя. Но вредитель сегодня дает как минимум три поколения, а птицы все равно высиживают один выводок.

Поэтому при обсуждении методов, которые противодействуют усыханию лесов, мы должны помнить, что лес — это собственность государства. Лесоводы его сажают, ухаживают. Поэтому когда появляется тенденция к патологическим процессам, основная задача работников лесного хозяйства — своевременно локализовать очаги вредителя и не допустить распространения его на другие деревья. Что касается стволовых вредителей, то на сегодняшний день эффективная практически только своевременная сплошная санитарная рубка.

Население должно понимать: лес — это государственное имущество! Когда сосна возрастом 50-60 лет начинает массово сохнуть, поражена короедом верховым, очаг следует своевременно изолировать, срубить как можно скорее вывезти и осуществить мероприятия по очистке лесосеки после рубки (сжигание коры, измельчения порубочных остатков). Чтобы спасти здоровые деревья и не потерять древесину, которую можно реализовать даже и не по максимальной стоимости, но главное в этом вопросе — помешать распространению вредителя! В противном случае природа теряет тысячи гектаров здорового леса, а государство — миллионы!

Если мы своевременно заселенное вредителем дерево не заберем, то в следующем году при идеальных условиях для вредителя он, размножаясь, заселяет от 30 до 170 деревьев !!! Это если исключить такие факторы как мороз, энтомофагов, болезни вредителей и тому подобное.

И еще для размышлений следующая информация: если в этом году засохло 0,5 га, то в следующем году это пятно разрастается минимум на полтора гектара, а то и на 2-3 гектара!

По нашим наблюдениям, ранее ячейки усыхания были маленькими, по 0,2-0,3 га. А с 2016-17 годов они уже имеют площадь по 3-4 га, разрастаются и соединяются между собой.

Логичный вопрос: так почему же, зная такую ​​тенденцию, мы теряем лесные насаждения?

Очень часто нам как специалистам, которые выявляют очаги вредителей, и лесникам, которые должны, по здравому размышлению, эти ячейки локализовать, чтобы спасти здоровые насаждения, просто-напросто связывают руки. Процедура оформления сплошной рубки (собрать комиссию, разослать письма, договориться) по сроку занимает от 2 недель до месяца. Хотя в оперативности мы не видим проблемы. Мы не имеем возможности вовремя забрать свежезаселенные вредителем деревья, если они не имеют определенного перечня признаков — в соответствии с нормативными документами.

В соседней Беларуси в этом нет проблемы! Решение о санитарной рубке принимает лесничий, без комиссии! Они спасают и древесину, и не допускают возможных будущих поражений. Только увидел лесничий, что падают ветви или иные признаки заселения вредителей, к вечеру дерево уже забрали.

В США с этой проблемой борются с 2004 года. В них пораженную часть срезали, плюс буферную зону 50 м — и сожгли все. Мы пока в этом вопросе держим серединку.

Необходимо, чтобы и нас поддерживали наши соотечественники. Например, дерево уже мертво, но визуально не специалист этого не видит. Оно еще зеленое (срубленная новогодняя елка несколько недель тоже еще зеленая). Надо ориентироваться по дополнительным признакам — опадание веток, дыры в стволе, буровая мука. И мы обнаруживаем эти патологические процессы. А местное население, активисты, некоторые СМИ начинают поднимать негативный шум, мол, рубят зеленый лес! Но очень хочется, чтобы важность этого вопроса понимали на уровне общества. Чтобы украинцы сознательно поддерживали лесоводческий труд, а не подвергались на сомнительные провокации.

 

 

По материалам www.wood.vn.ua

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *