Россия отказалась участвовать во втором периоде Киотского протокола, хотя это не наложило бы на экономику никаких ограничений. Отказ ведет к прекращению участия России в механизмах, которые могли бы принести крупные средства для модернизации промышленности.
11 декабря закончилась 17-я конференция сторон РКИК ООН (рамочной конференции об изменениях климата) в Дурбане (ЮАР), на которой были приняты несколько ключевых политических документов. Как сообщается в пресс-релизе группы «Экозащита!» (Ecodefense), в отношении реального снижения выбросов ничего так и не решено.
Наиболее важная договоренность — о втором периоде обязательств по сокращению выбросов в рамках Киотского протокола (КП), который начнется в 2013 году, а закончится либо в 2017, либо в 2020. Япония, Канада и Россия отказались присоединиться ко второму периоду, но благодаря Европейскому Союзу, островным государствам и группе наименее развитых стран удалось сохранить единственный международный документ с обязательствами по снижению выбросов разных стран. Безусловно, старый КП должно сменить новое всеобъемлющее соглашение по климату, учитывающее современные реалии. Решено, что такое соглашение будет выработано к 2015 году и вступит в силу после 2020 года.
«Второй период Киотского протокола — политическая победа экологов, потому что это единственное в мире юридически-обязательное соглашение по снижению выбросов в атмосферу и ему не позволили умереть. Но оно накладывает обязательства не на всех крупных загрязнителей, поэтому на смену протоколу нужно принять новое соглашение. Решено, что оно вступит в силу через 10 лет, и это крайне неприятная новость — было бы преступлением терять еще одно десятилетие на разговоры. Климат меняется очень быстро, вызывая тысячи природных катастроф и забирая сотни тысяч жизней по всей планете. Задержка в реагировании ведет к недостатку пищевых и водных ресурсов, распространению опасных инфекционных заболеваний, появлению миллионов климатических беженцев
по всей планете и даже к исчезновению целых стран», — говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», присутствовавший на переговорах ООН в Дурбане в качестве наблюдателя от неправительственных организаций.
К сожалению, переговоры ООН по климату нанесли России прямой ущерб. Присоединение ко второму периоду обязательств Киотского протокола не грозило бы нашей стране никакими ограничениями для развития экономики, так как Россия выбрасывает намного меньше парниковых газов, чем разрешено: примерно на 35% меньше (от уровня 1990 года, принятого как базовый в КП). В обозримом будущем страна не намного приблизится к
разрешенным нормам выбросов. Отказ от участия в КП-2 практически ставит крест на возможностях российского бизнеса привлекать из климатических соглашений ресурсы, требующиеся для модернизации промышленности. Понятно, почему Япония и Канада не присоединились: снижение выбросов в этих странах стоит слишком дорого. Но почему
Россия не пошла во второй период, объяснить рационально, пожалуй, невозможно.
«Мы неоднократно указывали делегации РФ на то, что их позиция на переговорах контрпродуктивна для страны. Однако ни разу так и не услышали внятных объяснений, ради чего ведется политическая игра, лишающая Россию доступа к ресурсам, которые заложены в климатических соглашениях. Например, у Белоруссии, Украины, Казахстана этот доступ остался», — говорит Сливяк.
В целом, переговоры в Дурбане принесли больше разочарований. Многие ключевые решения перенесены на следующий год. Решение по Зеленому климатического фонду касалось технических аспектов его функционирования, а вот откуда возьмутся обещанные 100 млрд долл в этом фонде так и не ясно. Анализируя сложившуюся ситуацию с точки зрения объема выбросов, о котором на данный момент заявили страны, планета движется по сценарию роста глобальной температуры на 4 градуса (по Цельсию). В то же время, ученые считают, что для предотвращение наиболее катастрофических и необратимых изменений климата необходимо удержаться в рамках роста температуры не более, чем на 2 градуса. Для этого необходимо снизить глобальные выбросы на 25-40% к 2020 году, и на 50-80% к 2050 году.
Источник: www.forest.ru
Не обязательно быть журналистом.