Уже в самом определении мебельного изделия намечены основные проблемы, которые решаются в процессе создания новых конструкций. Эти проблемы порой противоречивы, иногда имеют противоположные цели, но объединяет их общая задача — спроектировать изделие, максимально удовлетворяющее потребителя, при изготовлении которого рационально расходуются материальные и трудовые ресурсы.
Следовательно, при проектировании изделия нужно помнить, что оно будет оцениваться с двух точек зрения — потребительской и производственной, причем они могут не совпадать. Мастерство конструктора и состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант, удовлетворяющий обе стороны.
Вначале рассмотрим комплексы требований к мебели потребительского характера. Они обусловлены потребностью людей в мебели, которая бы наиболее полно соединяла утилитарную и эстетическую функции, а также была бы прочной и надежной в эксплуатации.
Эстетические требования к мебели. Человек, занимающийся проектированием мебели, добиваясь создания красивого изделия, должен знать, что определяет эстетическую ценность изделия. Важным качеством любого изделия является его пропорциональное решение, т. е. соотношение размеров его элементов. Поиски красивых пропорций — сложная задача, требующая от художника-конструктора специальных знаний, хорошего вкуса, интуиции. Замечено, что одни соотношения размеров человеку нравятся, другие — нет. На протяжении веков проектировщики и теоретики изучали архитектурные пропорции, пытаясь найти закономерность в наилучших соотношениях размеров. Оказалось, что одно пропорциональное соотношение встречается особенно часто — расположение листьев на ветке, зерен в подсолнухе, чешуек в шишке и т. п. Эта пропорция получила название «золотое сечение». В числовых выражениях это отношение двух соседних членов ряда 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,…, который может быть продолжен до бесконечности. Каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих. Правомерно использование и других видов пропорций. Необходимо только помнить об их значении и влиянии на восприятие художественной формы изделия.
Пропорция является средством художественной композиции. Композиция — это построение, расположение, взаимосвязь основных элементов и частей художественного произведения в определенной системе и последовательности. Пропорция делает композицию упорядоченной, соразмерной. Важным качеством композиции является гармония, выражающаяся в согласованности и единстве многообразных составных частей изделия.
Важным законом композиции является единство и соподчиненность. Художественное произведение должно восприниматься как единый целостный организм. В изделии, имеющем продуманную композицию, человек никогда не потеряет ориентацию. Он обязательно увидит, почувствует направление связей, логическую структуру архитектуры мебели.
Одним из важных художественных средств решения изделия является цвет. Цвет может усилить или приглушить звучание формы или отдельных ее элементов. Правильный выбор цветового решения основывается на знании свойств цвета и законов его восприятия. На формообразование изделия оказывает влияние множество факторов. Во-первых, назначение изделия. Чем глубже автор проникает в суть его функции, тем органичнее будет решена композиция. Осмысление, изучение, понимание функции изделия — это залог продуманности формы.
Каждая функция изменяется во времени, стремится к усложнению в процессе развития. Мир вещей, в котором мы живем, становится все более многофункциональным, требующим все большего многообразия форм. Так, простейшая форма сундука с течением времени видоизменилась в шкаф со множеством отделений, устройств, приспособлений.
Влияние назначения изделия на его архитектурную форму названо первым потому, что впрямую связано с целью создания. Однако назначение — это не единственное, что определяет форму, и здесь нужно избегать крайности, к которой может привести полное подчинение функции.
Формообразование мебели в большой степени связано и со средой, где обретает свое место вновь создаваемое изделие. Понятие «среда» в данном случае включает в себя целый ряд составляющих. Это особенности помещении и процессов, протекающих в них (сон, работа, развлечения), характер интерьеров (строгий, претенциозный, деловой), этнографическая и социальная специфика, и, наконец, само время создания изделия. Среда, как и функция, требует к себе внимания автора изделия. Очень многое в ней как бы само подсказывает композицию.
Важная особенность жизни современного человека — насыщенность ее техникой. Новая техника пришла в наш быт. Потребовалось ее размещение в мебельных изделиях. Техника сама стала составной частью архитектуры мебели. Телевизоры и магнитофоны, печатные и вычислительные машины и многое другое включается в художественную форму и играет в ней конкретную роль. Причем здесь не просто отводят место для хранения техники, оставляя форму изделия при этом традиционной. В таком случае форма проигрывает, так как теряется возможность обогащения ее новым выражением, дополняющим содержание. Техника сама должна обусловливать рождение новой формы.
Материал во многом определяет художественную форму, так как в нем заложены определенные физические и декоративные качества. Материал может исказить образ, если будет ему противоречить, но может и усилить его звучание, если будет согласован с ним.
Художник может предложить любое воплощение своих идей, но обязательно выполнимое, причем с учетом существующего уровня развития научно-технического прогресса и экономических факторов.
Все вместе: функция, среда, конструкция, материал, техника, технология, экономика — является основой формообразования.
Функциональные требования к мебели. Одно из важнейших потребительских качеств мебельного изделия — полезность. Определяется это качество тем, насколько полно изделие справляется со своей функцией, определенной его назначением.