Лесоустройство сделают быстрым, технологичным и эффективным. На снимке: А.Третьяков, генеральный директор ФГУП «Рослесинфорг»
Если математика считается королевой наук, то лесоустройство без преувеличения можно назвать основой лесного хозяйства, без которой невозможно представить современную систему управления отраслью.
Россия имеет богатую историю лесоустроительных работ – впервые они были проведены еще в 40-х годах XIX века на Урале. В лесной отрасли сложно найти специалиста, который бы поставил под сомнение важность лесоустройства. Тем не менее последнее десятилетие было не самым успешным для российских лесоустроителей. Из-за крайне скудного финансирования и отсутствия четкого разделения полномочий на законодательном уровне объемы проводимых в стране лесоустроительных работ сократились до рекордных минимумов. Правда, в последнее время появилась надежда, что российское лесоустройство стоит на пороге качественных изменений, которые позволят посмотреть на имеющиеся в стране лесные ресурсы глазами внимательного и хорошо информированного хозяина. Насколько обоснованны надежды российских лесоустроителей на перемены в столь важной и не терпящей длительных «перерывов» сфере? Именно этот вопрос определил тему нашей беседы с генеральным директором ФГУП «Рослесинфорг» Александром Третьяковым.
– Александр Георгиевич, в последнее время о лесоустройстве чаще говорят с оттенком некоего сожаления, дескать, сегодня и мечтать нельзя о тех объемах работ, которые могла позволить себе наша страна в прошлом. Как вы оцениваете ситуацию? Мы действительно находимся в точке невозврата?
– Однозначно нет. Позвольте, я начну с банальной аксиомы. Лесоустройство – это основа управления лесным хозяйством, а материалы, полученные в результате лесоустроительных работ, – наиболее детальная и, если можно так выразиться, объемная информация о лесном ресурсе. Только обладая этой информацией, руководитель любого уровня получает возможность принимать взвешенные, продуманные и оптимальные решения. Именно по этой причине в последнее время столько внимания уделяется вопросам лесоустройства. Задачи, которые сегодня стоят перед Рослесинфоргом и его филиалами, не исчерпываются только необходимостью провести масштабное лесоустройство, собрать все имеющиеся лесоустроительные материалы в единую базу данных.
Сегодня этого мало. Мы должны создать такую модель получения и обработки информации, чтобы имеющиеся у нас данные о таксации лесов и другие материалы «заиграли» новыми красками, позволив отчетливо увидеть в динамике самые различные процессы, происходящие в лесу. Образно говоря, от черно-белого кино мы должны перейти к формату 3D. Проблема в том, что мы используем даже имеющиеся в нашем распоряжении материалы процентов на тридцать, а должны «выжимать» по максимуму. Нам сегодня важно, основываясь на материалах государственной инвентаризации лесов и лесоустройства, понять и оценить экономическую, социальную, экологическую перспективу лесного сектора в каждом конкретном регионе, заглянуть на несколько десятилетий вперед, верно уловив тенденции, которые позволят в перспективе дать новый импульс для гармоничного, экономически и экологически сбалансированного развития территорий.
– Звучит красиво, но как это реализовать?
– Для того чтобы обладать актуальной информацией о наших лесных ресурсах, мы должны вплотную заняться модернизацией технологии проведения лесоустройства. Речь идет о формировании новых методов сбора и обработки информации. Еще лет десять назад для того, чтобы провести лесоустроительные работы на конкретном объекте, требовалось три года и немалый коллектив специалистов. Только на проведение аэрофотосъемки отводился один год. При нынешних ритмах крайне сложно представить, чтобы заказчик ждал длительное время, пока завершатся необходимые лесоустроительные работы. Это экономически нецелесообразно и противоречит всей логике современного ведения бизнеса. Попросту говоря, подобные черепашьи скорости давно не совпадают с ритмами, в которых живет современная цивилизация. С моей точки зрения, «романтический» период в истории лесоустройства завершается. Время, когда таксаторы, словно робинзоны, месяцами жили в лесу, вечерами греясь у костра и занося карандашом необходимые данные на бумагу, уходят, нравится это кому-то или нет. На первый план выходят прагматический подход к лесоустройству, техническое перевооружение отрасли, внедрение точных, основанных на современных информационных технологиях методов обследования и оценки лесных ресурсов и, конечно, качественно новый уровень подготовки кадров.
– В последнее время довольно много говорится об автоматизированном рабочем месте лесничего. А таксатору что-то «светит»? Или главным инструментом у него по-прежнему будут карандаш и бумага?
– В настоящее время мы уже приступили к разработке автоматизированного рабочего места таксатора. Мы планируем снабдить таксатора планшетником. Защищенный от внешнего воздействия инструмент будет снабжен всем необходимым: материалами предыдущего лесоустройства, геоинформационной основой, результатами дистанционного зондирования земли, программой для обработки вносимых данных. Не секрет, что при ручном заполнении карточек таксаторы порой совершают ошибки. При работе на компьютере подобных неточностей можно будет избежать, так как программа просто не примет неточную информацию. Обработка данных будет происходить автоматически с помощью специальной программы. Затем этот «полуфабрикат» направляется в наш филиал для камеральной обработки. В результате конечный продукт лесоустройства мы получим за 5-6 месяцев. До конца 2012 года мы должны разработать опытную модель и испытать ее. В 2013 уже предполагается внедрение автоматизированного рабочего места таксатора.
– В последнее время специалисты все чаще ставят под сомнение проведение тотального лесоустройства. Это означает, что нам не интересно знать подробности об имеющихся лесных ресурсах?
– Мягко выражаясь, это не совсем так. Возьмем любое лесничество. На его территории есть участки, где уже осуществляется или планируется в ближайшее время лесопользование, на таких участках целесообразно проводить таксацию лесов преимущественно глазомерно-измерительным способом. На остальной территории таксацию лесов разумно осуществлять преимущественно дешифровочным способом. Использование космических снимков настолько расширило горизонты лесоустройства, что мы до конца еще не осознали, какими тонкими и одновременно точными инструментами мы сегодня обладаем. Современное лесоустройство должно быть максимально технологичным и предельно эффективным. Постепенно мы должны переходить преимущественно на актуализационно-дешифровочные способы, развивать стереоскопическую и спектрально-зональную съемку. Понятно, что физически лесоустроитель из леса никогда не уйдет, просто его присутствие будет не столь постоянным. Наземные методы таксации актуальны для активно эксплуатируемых территорий, когда, скажем, проходит подготовка участка для сдачи в аренду под заготовку древесины. Присутствие полевика-таксатора для подготовки проекта освоения лесов, определения расчетной лесосеки, безусловно, и оправдано, и необходимо. Хотя и здесь появляется альтернатива в виде применения иных способов таксации лесов на основе использования материалов лазерного сканирования и многозональной съемки, что пока, правда, относится к разряду слишком дорогих удовольствий. При этом следует различать задачи локального и стратегического характера. Если локальной задачей является обследование конкретного участка леса для сдачи его в аренду под заготовку древесины, то в стратегическом плане мы должны получить системное представление о лесном ресурсе и его стратегическом потенциале.
Сначала необходимо провести лесоустройство на самых интенсивно развивающихся территориях, где идет системная заготовка древесины или другие виды лесопользования. Речь идет об Иркутской области, Красноярском крае, Поволжье, регионах Северо-Запада России. Лесничества на этих территориях должны быть протаксированы в первую очередь. В данном случае главная цель – получить ответ на вопрос, в каком направлении следует развиваться лесным регионам и что необходимо предпринять, чтобы максимально эффективно задействовать природные ресурсы, но при этом не превратить покрытые лесом территории в пустыню. Но при этом нельзя забывать и о малолесных регионах, где защитные леса играют важнейшую общехозяйственную роль, такие регионы также нуждаются в скорейшем проведении лесоустройства.
Необходимо создать такую модель, чтобы данные таксации в будущем обновлялись в режиме онлайн. Другими словами, современное лесоустройство должно быть технологичным, экономически эффективным, оперативным, максимально точным, активно использующим современные возможности космоса. Я думаю, что для лесного хозяйства страны это сегодня задача номер один. Поскольку взвешенная, продуманная лесная политика может появиться только на основе лесоустройства, полностью отвечающего современным вызовам времени. И мы сегодня целенаправленно движемся в этом направлении.
Автор: Антонина КРАМСКИХ
Источник: Российские лесніе вести, 17.02.2012