Если у Вас плохое настроение, — подумайте, — может это «проснулось» недобитое чуство «честности и справедливости»? Оказывается у человека оно врожденное. Чтобы не грустить, — добейте его: подранков оставлять нельзя… М.П.
По утверждению психологов, им удалось обнаружить понятия о справедливости и честности у годовалых младенцев. Нечестный результат игры удивляет их и заставляет обратить внимание на несправедливые действия.
Представление о «честной игре» у человека есть едва ли не с рождения. (Фото moodboard.)
Какой возглас чаще всего можно услышать от играющих детей? «Это нечестно!» Собственно говоря, многие взрослые тоже порой хотели бы так завопить, но жизнь в социуме заставляет держать себя в руках. Представление о том, что справедливо, а что нет, — один из главных факторов, определяющих наше общественное поведение. Но с какого возраста формируется понятие о честности? По мнению психологов из университетов Пенсильвании и Иллинойса (оба — США), категория справедливости у нас едва ли не врождённая.
«Экспериментальные» 19- и 21-месячные дети смотрели на двух кукольных жирафов, танцующих на сцене. В какой-то момент появлялся человек с двумя игрушками в руках. Он показывал эти игрушки, жирафы проявляли энтузиазм, после чего человек отдавал по игрушке каждому из жирафов, либо отдавал обе одному, оставляя второго с пустыми руками. Исследователи оценили внимание, с которым дети следили за сценкой, заметив, что несправедливое распределение игрушек привлекало малышей больше: три четверти подопытных карапузов дольше смотрели на происходящее, если один жираф получал всё, а другой — ничего. При справедливом распределении игрушек интерес к происходящему быстро падал.
Во втором эксперименте малыши видели двух женщин, между которыми была куча игрушек. Рядом с каждой женщиной стоял ящик. Появлялся некто третий и говорил: «Посмотрите, какие грязные игрушки! Пора их почистить». После этого либо одна из женщин послушно складывала игрушки в ящик, а вторая начинала играть с ними, либо обе поступали одинаково: прятали или играли с «грязными» игрушками. Обе получали награду за работу, и награда была опять-таки либо справедливой, либо нет: или она доставалась послушной исполнительнице задания, или обеим перепадало поровну. И вновь дети уделяли больше внимания несправедливому событию.
Как пишут учёные в статье, опубликованной в Psychological Science, непривычное, странное, «не такое» сильнее обращает на себя внимание. И для детей такой непривычной и странной вещью было нечестное поведение. Психологи считают, что дети рождаются с какими-то минимальными представлениями о мире, они ждут, что события будут развиваться так, а не иначе.
Среди таких базовых ожиданий можно назвать представление о равномерном распределении ресурсов, с одной стороны, и о награде, соответствующей приложенным усилиям, с другой. Эти представления исходно не зависят от конкретной культуры, то есть являются общечеловеческими, но затем могут искажаться под влиянием семьи, рода, воспитания и т. п. Это противоречит представлению о ребёнке как о tabula rasa, чистой доске, свободной от любых социально-этических правил. И, если это так, взрослым следует особенно внимательно следить за собой в присутствии даже очень маленьких детей: резкое противоречие между понятиями честности и справедливости и реальными поступками других людей может привести к негативным психологическим последствиям в будущем.
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.
Автор: Кирилл Стасевич
Источник: science.compulenta.ru на главную