Выездное совещание Ровенских и Волынских лесоводов состоялась на базе ГП «Сарненское лесное хозяйство» Ровенского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Собрался инженерный состав лесохозяйственных предприятий края, чтобы обсудить состояние и перспективы стратегии развития транспортной сети в лесной отрасли. На совещании присутствовали главный инженер Ровенского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Анатолий Шинкарев и начальник производственного отдела Николай Крук, их коллеги из Волыни, а также главные инженеры лесхозов обоих управлений.
«ГП« Сарненское лесное хозяйство »и по результатам эффективного ведения лесного хозяйства, и в деле строительства лесных дорог занимает передовые позиции. Проводим совещание именно здесь потому, что в прошлом году на территории лесхоза ввели в эксплуатацию 17.1 километра дорог и это самый высокий показатель по лесной отрасли, как образец для подражания , — отметил главный докладчик совещания — заместитель генерального директора ПО« Укргослеспроект »Алексей Пристая.
По его словам, себестоимость и цена заготовленной древесины в Украине почти достигла европейских флагов, но зарплата у нас в 10 раз меньше. Производственная себестоимость необработанной древесины, доставленной от наших предприятий к местам потребления, вмещает около 80% транспортных расходов. Уменьшить этот показатель — задача общеотраслевого менеджмента. Самый приемлемый из способов выполнения этой задачи — строительство лесных дорог, которыми смогут ездить современные автомобили, с экономным использованием топлива. «Для примера: наши ЗИЛы перевозят по пять тонн древесины, в то время как финские коллеги на новейших авто — по 70 тонн. Но для современного автомобиля нужна соответствующая дорога. И поэтому наша цель – сделать так чтобы транспортное средство с одним мостом во все времена года мог перевозить от 40 тонн древесины, как это происходит в европейских странах », — подчеркнул Алексей Дмитриевич.
За последние пять лет в лесах Украины построили 1200 километров лесных дорог. План 2012 года — 970 километров. Но в деле развития инфраструктуры в лесах Украины нужен комплексный подход. Прежде повсеместно проведут инвентаризацию, паспортизацию существующих дорог, внесут данные к материалам лесоустройства. В дальнейшем важно разработать планы дорожной сети каждого лесхоза, и создать электронную базу данных и систему визуализации текущего состояния в виде фотографий. Осуществляется это с помощью GIS -технологий — компьютерной системы, предназначенной для охвата и презентации пространственно связанных данных, содержащих информацию об объектах земной поверхности, отображены с помощью спутниковой съемки.
Рассказал Алексей Пристай и о европейском опыте, оправдан высокой результативностью хозяйственной деятельности в лесах. Например, в Германии, Швейцарии, Финляндии протяженность лесных дорог — 50 км на 1000 га. То есть, дорога пересекает лес через каждые 250-300 метров и доступ есть практически к каждому дереву. Там автомобили перевозят за один рейс до 80 кубометров древесины. В Европе за год сжигают для обогрева 52 миллиона кубометров в виде дров, щипы и гранул и экономят дорогостоящий газ. В наших лесах находится более 100 миллионов непригодной для производственных нужд древесины (поломанных, поваленных, засохших деревьев и веток), которую можно было бы использовать для обогрева.
Много внимания во время совещания отвели обсуждению эффективного использования техники и местных материалов в строительстве дорог. Участники совещания получили знания, необходимые для того, чтобы внедрять их в свои хозяйствах. Алексей Пристай продемонстрировал фотофакты с изображениями хорошо построенных дорог и ошибки, которые допускали строители. Наглядные примеры помогут коллективам предприятий использовать лучший опыт, приемлемый для условий Полесья, когда используют песок, как основу, и щебеночно-глинистую смесь — для твердого покрытия.
Вторая часть собрания была посвящена обсуждению планов по строительству лесных дорог в 2012 году в каждом из хозяйств Ровенского и Волынского управлений. Представители лесхозов озвучили планы, сколько лесных дорог намерены построить, из какого материала. Называли ориентировочные сроки, стоимость, доказывали целесообразность определенных перспективных шагов.
Пользоваться в повседневных действиях коллективы гослесхозов будут отраслевыми строительными нормами, инструкциями, методическими рекомендациями, которые сейчас готовятся к утверждению. Ведь стратегия развития транспортной сети в лесной отрасли — это важная составляющая приближения условий хозяйствования в зеленых одеждах нашего государства к европейскому образцу.