Прочитайте, что думает о реформе Богдан Иванович Колесник, два дня назад награжденный орденом За заслуги Первой степени … … Помните, что, как все мудрыя люди, Богдан Иванович говорить не Все, что думает … Это интервью из последнего Лесного вестника, Который размещено и на нашем сайте. На мой взгляд, в «индивидуально формате» читать и копировать его удобнее. М.П.
Реформирование лесной отрасли происходит уже несколько лет. Началось все еще в 2006-м, когда была выработана и одобрена Кабинетом Министров Украины концепция реформирования и развития лесного хозяйства. Именно она стала важной составляющей общей стратегии сбалансированного социально-экономического и экологического развития на долгосрочную перспективу. Учитывали опыт европейских стран, прежде всего Литвы и Польши. Украинские лесоводы ездили изучать европейские методы ведения лесного хозяйства в государственных лесах. Вывод был единственным — нужно дать возможность лесоводам более, глубже и содержательнее заниматься лесным хозяйством и создавать конкурсную среду для малого и среднего бизнеса, передав предпринимателям выполнения лесохозяйственных операций. Вторым, но не менее важным, должно стать введение электронного учета древесины и соответствующего совершенствования структуры лесохозяйственных предприятий. Постепенно начали воплощать в жизнь намеченную стратегию. Правда, реформирование повлекло за собой ряд вопросов и еще больше нареканий. Ведь все новое воспринимается не сразу, и страшновато отрекаться от уже вытоптанной тропинки и идти новой, еще невиданной.
Неотъемлемым атрибутом реформ стала оптимизация штата государственных предприятий. Поскольку часть работы переходила к другим, то количество людей, которые недавно работали в государственных лесохозяйственных предприятиях, удерживать стало нецелесообразно. Люди возмущались, некоторые, понимая ситуацию, становились предпринимателями, брали в аренду технику и продолжали работать в лесу. Некоторые так и не решился пойти на «свои хлеба» — нашел другую работу.
О реформировании, которое фактически началось в 2008-м, и то, что удалось сделать за эти годы, разговариваем с начальником Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Богдан Колесник.
— Богдан Иванович, из чего на Волыни начали реформирование?
— Основная задача реформы — повысить эффективность управления лесохозяйственным производством. С этой целью мы пересмотрели структуру управления, штатные расписания и кадровое обеспечение.
Прежде всего, обращали внимание на профессионализм и ответственность каждого работника, для чего была проведена аттестация специалистов, руководителей производственных подразделений, мастерских участков. Оптимизировали количество админперсонала и работников лесной охраны.
— Что означало оптимизация? Лишь сокращение работников?
— Это комплексная работа. Оптимизация мастерских участков и лесничеств — происходила по принципу равномерности объемов проведения лесохозяйственных работ и обеспечение эффективной охраны лесов. Существенные структурные изменения произошли в ГП «Маневицкое лесное хозяйство», «Гороховское лесоохотничье хозяйство» и «Старовыжевское лесное хозяйство».
Всего в управлении количество лесных обходов уменьшилось с 670 до 615, а количество лесничеств выросла с 84 до 105. Это позволило улучшить оперативный контроль за охраной и защитой лесных массивов, организацией лесохозяйственных работ и одновременно повысить социальный статус работников лесной охраны. Сегодня системно растет заработная плата работников, а значит — и ответственность. Мы стараемся поддерживать лесоводов, предоставляя им нормальные условия для труда и жизни.
— Богдан Иванович, в начале реформирования, когда людям поставили в известность, что штаты сокращаются и им нужно искать работу, наверное, была паника. Как выходили из ситуации? Что предлагали? И предлагали вообще?
Согласно Концепции, в части формирования конкурентного рынка услуг в таких были внесены сезонные работы — лесовосстановление и лесоразведение, проведения рубок формирования и оздоровления лесов, осуществления лесозаготовок, работ связанных с охраной и защитой леса. С целью сохранения в области квалифицированных рабочих и специалистов, уменьшение социального напряжения работникам, которые увольнялись, мы предлагали стать субъектами предпринимательской деятельности частной формы собственности с правом предоставления услуг лесному хозяйству. Люди действительно сомневались, но большинство из тех, кто решил рискнуть и продолжать трудиться в лесу, сегодня работают успешно. Еще раз скажу: наши подходы к рабочим были взвешены и осуществлялись с предоставлением возможности другой трудоустройства. Все, кто освобождался, были переведены в частный сектор для предоставления услуг или сами становились частными предпринимателями и предоставляли услуги по заготовке древесины. Директоров государственных предприятий было обязано контролировать и принимать меры для обеспечения уровня заработной платы работников, которые перешли на работу в частные структуры, и не допускать необоснованного их освобождения.
— Какие фирмы сегодня предоставляют соответствующие услуги?
— Здесь нет тайны. Сейчас на таких условиях выполняются почти все лесозаготовительные и лесохозяйственные работы, услуги по переработке и вывозу древесины.
Наши партнеры — ООО «Волынь Лес Сервис», ООО «Канц-Лидер», ООО «Вижва Лес», ООО «Ратное Лес», ООО «Арбо», ООО «Меридиан Форест», ПСБ «Волынь».
— Насколько мне известно, чтобы работать в лесу, нужно пройти тендер. Лишь тот, кто выиграл, имеет право выполнять определенный круг работ. Не так ли?
— Конечно. Первоочередными критериями выбора субъектов предпринимательской деятельности является наличие соответствующих разрешений на проведение лесозаготовительных работ, экономическая целесообразность, наличие технических средств и опыт работы в системе лесного хозяйства. Кроме того, уже в процессе работы к каждому договору прилагается калькуляция на участок. Договор вносится в Единый реестр работы с СПД. Производственные отношения формируются на конкурсных условиях на основе решений технических советов гослесхозов, где и рассматриваются договоры о сотрудничестве.
— Государственным предприятиям такая реорганизация пошла на пользу?
— Комплекс лесозаготовительных работ и работ, связанных с вывозом и раскряжевкой древесины, обслуживало более тысячи человек. Эксплуатировалась 71 единица лесовозных автомобилей, 39 трелевочных гусеничных тракторов ТДТ 55А, 67 тракторов МТЗ 80-82, около 500 бензопил. Расходы были огромными. Здесь и содержание общепроизводственного персонала эксплуатация и ремонт устаревшего автотракторного парка, значительная сумма расходов шла на перевозку работников к месту работ, организацию питания. Сегодня все это ушло. Мы только платим за выполненную работу. Исходя из новых экономических условий в области, внедряется система организации лесозаготовок с привлечением новейших технологий и механизмов, а также сформирована сеть верхних складов по реализации лесопродукции на условиях франко-верхний склад-двор потребителя, учитывая такую звено, как нижний склад и использование железнодорожного транспорта. А вместе с тем уже начинают привыкать, что лесник — для леса.
— Финансовое состояние предприятий не ухудшилось после реформирования, а суммы налогов, которые поступают в госбюджет, не уменьшились?
Деятельность любого предприятия не была убыточной. Уровень заработной платы работников с 2008-го до 2012-го вырос с 900 до 2500 гривен.
Относительно того, не уменьшились платежи в бюджеты от реформирования, то хочу заметить: в 2008 году в бюджеты и фонды всех уровней мы заплатили почти 36 миллионов гривен, в 2009-м — более 42 миллиона, 2010-го — почти 44 миллиона, в течение 2011-го — более 50 миллионов гривен.
Переход на услуги усилил интерес правоохранительных и других контролирующих органов. В 2011 году. Контрольно — ревизионное управление в Волынской области была проведена проверка всех предприятий управления за период работы с 2009-го по первый квартал 2011 годов. Специалисты, проводившие проверки, не подтвердили ни одного факта относительно нарушения финансово-хозяйственной деятельности лесохозяйственных предприятий. Кроме того, актами проверки не установлено, что переход на выполнение работ на условиях услуг ухудшил финансовое состояние предприятий или предприятий были нанесены убытки.
Сейчас постоянно происходят проверки правоохранительными органами, налоговой службой по вопросам соблюдения законодательства при проведении конкурсных торгов на закупку работ и услуг, заключение договоров на выполнение работ СПД и юридическими лицами, составление проектно-сметных документаций, актов выполненных работ и т. д., что дает возможность убеждаться: наши действия являются правомерными и предприятия работают только в законодательном поле.
Никогда не было мысли: мы выращиваем, а пользуются другие?
— Нет. Такого не было, и быть не может. Лесом должен пользоваться государство. Это — государственное достояние. Именно поэтому неотъемлемой частью реформирования стало введение электронного учета древесины, который должен окончательно расставить все точки над «и». Внедрение системы, которая заключается в оперативном получении информации о движении древесины на стадиях от лесосеки до потребителя на завершающем этапе. Уже разработана методика и программное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Украины, проведена подготовка специалистов, перечислены средства для получения необходимого оборудования и оргтехники. Часть аппаратуры уже есть и работает.
— Спасибо за беседу.
Автор: Оксана Чурила, Фото автора