Более 40 миллионов гектаров земли в стране являются бесхозными
Как сообщает ИА «GreenPress», такие данные привел президент общества лесоводов России Анатолий Писаренко во время видеомоста Москва-Волгоград-Барнаул, посвященного проблеме защитных лесов, который состоялся 19 июля. Речь в первую очередь идет о заброшенных участках сельскохозяйственного назначения, часть из которых должна быть отведена под так называемые полезащитные леса.
Главной функцией этой категории насаждений является повышение уровня урожайности и защита пашен от суховеев в южных регионах. В послевоенное время было создано порядка 5 милионов гектаров подобных лесов, сейчас их площадь почти вдвое меньше и продолжает стремительно сокращаться, подчеркнул Писаренко. По его словам, главным препятствием для восстановления полезащитных полос является их неясный правовой статус. Эти участки не входят в состав государственного лесного фонда, а потому лесоводы не имеют права проводить какие-либо работы на этой территории. Фермеры же, чьи поля граничат с полезащитными полосами, не получают финансирования, чтобы взять работы по их созданию на себя.
Между тем, как отметил директор всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства Александр Мартынюк, данная деятельность требует немалых затрат. Актуальность проблемы подтвердил профессор Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Евгений Парамонов: «Три недели назад я обследовал насаждения у одного фермера. 2200 гектаров, 75 гектаров полезащитных полос. И что? Вот сколько он работал, ни одного сучка не обрубил и, говорит, не буду, потому что нет финансирования.
Помогите мне, я и так концы с концами еле свожу». Как минимум 50% средств на создание защитных лесов вокруг пашен должно выделяться из бюджета, заключил Парамонов. Он также сообщил, что согласно данным инвентаризации лесов, проведенной в Алтайском крае в 2011 году, из 77,6 тысяч гектаров полезащитных полос на 24,2 тысячах гектаров сохранность деревьев не превышает 30%. Еще 20 тысяч гектаров насаждений погибнет в ближайшее десятилетие из-за естественного старения.
Сложившаяся ситуация чревата тем, что земледельческие районы на территории сухой и засушливой степи, а это порядка 2,6 миллионов гектаров га пашни, перейдут в категорию полупустынь. Только защитные полосы способны задержать в почве осадки, 30% из которых выпадает в Алтайском крае в твердом виде, подчеркнул эксперт. Вместе с тем он отметил, что за последние шесть лет в регионе не было создано ни одного гектара подобных насаждений. Первый шаг к решению данной проблемы будет сделан в следующем году. По заявкам местных сельских хозяйств планируется высадить 520 га полезащитных полос. «Но не стоит забывать о вопросе ответственности за эти работы. – добавил Евгений Парамонов. – Кто на земле пашет, тот за ней должен и ухаживать».
Идею о необходимости обязать фермеров заниматься защитным лесовосстановлением поддержал также директор Волгоградского НИИ агролесомелиорации Константин Кулик. О пользе данной категории насаждений он рассказал на конкретном примере. Засушливым летом 2010 года в области было собрано 6 млн. тонн зерна, из которых 1 млн. тонн удалось вырастить под защитными полосами, созданными в послевоенные годы. «Следует помнить, что предельный возраст насаждений на юге России – не более 70 лет. Еще 5-10- лет и мы потеряем всю ту систему, что создавалась десятилетиями», — подчеркнул ученый. В свою очередь, заместитель председателя комитета лесного хозяйства Волгоградской области Александр Караваев отметил, что местные власти пытаются решить данную проблему. По его словам, в рамках региональной программы выработан механизм создания полезащитных полос, однако ситуация осложняется тем, что зачастую не ясно, кому принадлежит участок, на котором необходимо провести работы. В связи с этим, в течение ближайших трех лет в Волгоградской области будут проведены межевание и постановка на кадастровый учет всех земель, где есть защитные леса. К настоящему моменту в собственность региона уже принято порядка 4 тысяч га таких территорий, добавил представитель ведомства.
Все участники видеомоста были единодушны во мнении о необходимости контроля со стороны государства над созданием полезащитных полос. Таким образом, Рослесхозу и Минсельхозу требуется разработать и внедрить межведомственную федеральную программу, направленную на решение данной проблемы, отмечали участники дискуссии.
Как рассказал заместитель начальника управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Михаил Попов, совместная стратегия по защитному лесопользованию была утверждена на конференции, которая состоялась в Волгограде в 2011 году. Документ обсуждался на ученом совете в Рослесхозе, затем во время согласований в федеральных органах исполнительной власти его текст подвергся редакции. Сейчас же проект находится на рассмотрении в Министерстве сельского хозяйства. Главным вопросом, по мнению Попова, является то, как трансформировать стратегию в федеральную межведомственную целевую программу. «Очень многое здесь зависит от позиции Минсельхоза. Мы ведем с ведомством активную работу по этому вопросу», — подчеркнул представитель Рослесхоза.
Источник: lesvesti.ru