Парк или сад является наиболее трудным объектом для реставрации. В отличие от памятников архитектуры или произведения искусства, парк постоянно меняется, утрачивая свой первоначальный облик. В нем могут высаживать новые растения, возводить постройки. Растут и деревья. С течением времени они становятся толще и выше, на месте аккуратных боскетов (подстриженных одинаково деревьев) появляются бесформенные рощи. Соответственно меняются и соотношения между архитектурными элементами парка: широкий обзор, который изначально предполагался, закрыли выросшие деревья. Нарушается и гармония темной, яркой и светлой зелени.
Реставрация и проводится для восстановления первоначального облика парка. При ее проведении обращают внимание не только на растения, но и на постройки, которые находятся на территории парка. Так, в Павловском парке при реставрации приходилось пробивать когда-то заложенные окна строений. Их закладывали для того, чтобы избавиться от сырости, проникавшей в помещения, которую давали разросшиеся со временем деревья.
В Царскосельском парке увеличивали высоту постаментов статуй, чтобы не изменилось их зрительное восприятие. Деревья росли, и статуи оказывались не на фоне зелени, а на фоне выросших темных стволов. В других случаях приходилось заменять старые деревья на более молодые. Подобным образом, в частности, была произведена реставрация Екатерининского парка в Петродворце.
Особенно сложно восстанавливать так называемые французские парки. В них нужно выверять высоту каждого дерева, поскольку все элементы — кусты, клумбы, деревья — образуют единую геометрическую композицию. В английских парках, имитирующих дикую природу, можно не подстригать деревья, поскольку их рост не искажает общей картины.
Бывает и так, что выросшие деревья остаются нетронутыми. Так, при реставрации Летнего сада был оставлен ряд высоких деревьев, росших вдоль набережной и Михайловского сада, поскольку они вписались в возведенные в начале XIX века декоративные решетки. Посадка молодых деревьев исказила бы архитектурный облик как самого сада, так и всего городского района.
Сложнее всего восстанавливать парки, созданные в ХVI-ХVIII веках. В то время на один гектар парка высаживалось не более 200 деревьев. Из-за последующих посадок их число к XX веку стало превышать 1000 на гектар. Такая участь постигла, в частности, Нескучный сад, другие сады Москвы. Некоторые его уголки с течением времени превратились в настоящие дебри.
Поэтому уже в течение нескольких лет ведутся плановые вырубки деревьев в Нескучном саду и Останкинском парке Москвы. Одновременно с этими работами восстанавливается планировка, прокладываются дорожки, разбиваются клумбы, расставляются статуи. Постепенно парки приобретают ту форму, которую он и имел и в первые годы после создания, — открываются широкие обзоры, проявляется замысел архитектора.
При реставрации парков следует учитывать и современные условия — резко возросшее число посетителей, агрессивную городскую среду. В ряде случаев приходится отказываться от посадки чувствительных к загрязнениям пород деревьев. Дубы и березы стараются заменять липами и буками, тисовые деревья — лиственницами, соснами или елями.
Реставраторы парков вынуждены идти на некоторые компромиссы, чтобы сохранить первоначальный замысел создателей парков. Ведь каждый из них задумывался как произведение искусства.
Александр Максимчук, главный редактор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»