Премьер-министр Дмитрий Медведев совершил вчера краткосрочный визит в Финляндию. Переговоры в Хельсинки, пожалуй, впервые были почти целиком посвящены проблемам, связанным с реально идущей экономической и социальной интеграцией РФ и Евросоюза. Теперь уже Финляндия предлагает российским компаниям инвестировать в ее лесной сектор, а миллионы российских граждан в Финляндии воспринимаются властями двух стран как неизменяемая реальность.
Визит Дмитрия Медведева в Финляндию начался с рабочей встречи с премьер-министром страны Юрки Катайненом, с которым он познакомился неделю назад в ходе визита в Лаос (см. «Ъ» от 6 ноября).
На пресс-конференции по итогам встречи стороны объявили повестку переговоров: она практически целиком была посвящена не столько организации будущего сотрудничества РФ и Финляндии, сколько обсуждению проблем «тесных», по словам господина Катайнена, взаимоотношений РФ со страной ЕС, в настоящий момент наиболее связанной с Россией.
Дмитрий Медведев пояснил: на товарооборот РФ—Финляндия в 2012 году (он прогнозируется в размере $20 млрд) текущий финансовый кризис в ЕС и в мире не повлиял. При этом в отличие от других стран ЕС достаточно существенны не только финские инвестиции в РФ (в первую очередь в лесную и IT- индустрию, машиностроение), но и российские — в Финляндию. Даже проблемы с несколькими скандалами с семьями бывших граждан РФ в Финляндии, которые были вынуждены обсуждать премьер-министры двух стран,— это, по существу, следствие достаточно серьезной интеграции финского и российского обществ: Юрки Катайнен оценил число «посетителей» Финляндии из РФ в 2012 году в 3,4-4 млн, Дмитрий Медведев дополнил это информацией о 10 млн пересечений россиянами госграницы РФ и Финляндии и 4 млн пересечений границы на автомобилях из РФ.
Часть тем, обсуждавшихся на переговорах,— проблемные вопросы взаимной торговли и сотрудничество в Арктике, в том числе сотрудничество в области судостроения, и взаимодействие российских компаний из «Сколково» с финскими технопарками. Кроме этого, предметом переговоров было расширение газопровода Nord Stream (третья-четвертая нитки): господин Катайнен пояснил, что Финляндия «ничего не имеет» против этого проекта, согласование его госорганами страны будет включать только экологические аспекты.
Одна из главных целей визита господина Медведева в Хельсинки — участие в лесном саммите РФ—Финляндия. Напомним, лесные саммиты появились как площадка для дискуссий бизнеса и правительств двух стран в связи с ужесточением РФ в 2005-2007 годах таможенной нагрузки на экспорт леса — способом давления на Всемирную торговую организацию (ВТО) и привлечения инвестиций ЕС в сектор лесопереработки РФ. Нынешний лесной саммит уже четвертый по счету, за несколько лет ситуация в лесных взаимоотношениях РФ и Финляндии несколько изменилась. Так, к ВТО Россия уже присоединилась летом 2012 года, сделав некоторые уступки по пошлинам на экспорт леса, а значительная часть проектов в лесопереработке РФ в 2008-2009 годах была заморожена в связи с кризисом.
Интеграцию экономик РФ и Финляндии Юрки Катайнен на лесном саммите предложил углублять и дальше, причем ранее не ожидавшимся Россией способом. «Общим вызовом, стоящим перед Россией и Финляндией, является то, что инвестиции лесной промышленности направлены сегодня на растущие рынки, в Южную Америку и на Дальний Восток. Как Финляндия, так и Россия все больше нуждаются в иностранных инвестициях для обеспечения стабильного развития и роста»,— пояснил финский премьер-министр, дав при этом понять: финская лесная отрасль не имеет ничего против российских инвестиций и участия России в формировании Финляндией ведущего в ЕС «кластера биоэкономики» и биотехнологий, связанных с леспромом.
Дмитрий Медведев в ответной речи такую постановку вопроса предпочел не заметить: он по-прежнему надеется на реанимацию финских проектов в лесопереработке РФ, заявив об «отсутствии каких-либо ограничений на глубокую переработку леса в России». Впрочем, поддерживать финский лесной бизнес в РФ премьер-министр готов: по его словам, уже в 2013 году Россия начнет инвестировать из бюджета в инфраструктуру таможенных пунктов пропуска на границе с Финляндией.
Однако финская сторона видит в лесном секторе и некоторое число нерешенных проблем. Так, господин Катайнен не преминул напомнить о «повышении Россией ввозных таможенных пошлин на некоторые изделия бумажной промышленности» (напомним, речь идет о троекратном превышении согласованной с ВТО 5-процентной ставки пошлин на 16 «бумажных» кодов ТН ВЭД, на которое в начале сентября Владимиру Путину уже жаловались российские полиграфисты, см. «Онлайн» от 6 сентября) и об отказе снизить пошлины на хвойную древесину: Финляндия рассчитывает, что соседи эти решения пересмотрят.
Дмитрий Бутрин, Хельсинки