Любой бизнес, в том числе и в области деревообработки, нацелен прежде всего на получение прибыли. Однако сегодня этот приоритет перестает быть таким уж бесспорным и незыблемым, как раньше.
О новых веяниях в мировом бизнесе рассказал российским коллегам президент европейской федерации производителей деревообрабатывающего оборудования EUMABOIS Франц-Джозеф Бьютферинг в своем выступлении в рамках дискуссии «Деревообработка в России. Основные тенденции в деревообрабатывающей индустрии — взгляд российских компаний», которая вошла в программу XIV Петербургского международного лесного форума.
По словам Бьютферинга, в последнее время в мире существенно изменилось отношение людей к выбору того, что они покупают. Раньше, если человек хотел купить джинсы, он должен был только решить, нравится ли ему цвет или бренд. Но сейчас приходит и другая тенденция: сейчас покупаются те джинсы, которые произведены с меньшим количеством потребленной воды и углеродов. Сегодня люди стремятся покупать продукцию, скажем, фермерского производства у знакомых фермеров, в которых уверены. К примеру, скорее купят яйца у своих соседей, которые содержат кур, чем у каких-то крупных «яйцепроизводительных» корпораций.
Подобный подход вполне актуален и в отношении продукции деревообработки. Более того, у переработчиков древесины есть существенное преимущество. Во-первых, древесина требует меньшего потребления энергии, во-вторых, ее можно использовать для производства энергии, и даже после того, как древесина побывала где-то еще, например, стала конструктивным элементом какого-то здания, она может быть переработана опять же с произведением из нее энергии. EUMABOIS считает, что именно древесина дает возможность дальнейшего устойчивого развития. Тем более, что уже есть необходимые технологии для этого — например, такие, которые позволяют снизить вырубку лесов.
В рамки новых мировых тенденций очень гармонично вписывается рост популярности деревянного домостроения и вообще использования конструкций из дерева в строительстве. Разработаны специальные клеи и композитные материалы, которые позволяют производить из древесины специальные панели, соответствующие всем современным требованиям и тенденциям.
На сегодняшний день уже можно привести примеры компаний, которые строят свой бизнес на основе устойчивого развития и экологической ответственности. Например, компания «Икея». У этой компании на веб-сайте есть целый список того, как они пытаются улучшить свое энергопотребление каждый день. Посмотрим, к примеру, пункт 71 в списке — они ожидают от своих поставщиков применения методов снижения энергопотребления на 30 процентов. Также на их сайте указано, что в 1971 году именно они изобрели новый тип древесных панелей, которые помогли им сэкономить древесину примерно на 80 тысяч тонн в год.
Таким образом, производители и поставщики мебели, которые в большей мере, чем промышленники, отражают желания конечного потребителя, оказывают определенное давление на деревообработчиков, «воспитывают» в них бережное отношение к природным ресурсам. А деревообработчики, в свою очередь, должны предлагать собственные решения проблемы — те решения, которые позволяют экономить электричество, энергоресурсы и увеличивать эффективность. И если в прошлом компании EUMABOIS в основном руководствовались прибылями, сейчас они все больше и больше стремятся соответствовать потребностям современного мира, идти по пути устойчивого развития.
Россия на сегодняшний день, возможно, не так активно участвует в описанных мировых процессах, поскольку у нее имеется достаточное количество энергоносителей (таких, как нефть и газ), однако другие страны сейчас все больше и больше начинают осознавать важность энергосберегающих и природоохранных мероприятий. Рано или поздно нашей стране придется следовать за общими тенденциями и пытаться «выдавливать» из нашей древесины больше энергии.
Татьяна Алешина, «Российские лесные вести»