Исполнение регионами своих полномочий в области лесных отношений стало главной темой совместного совещания Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), аппарата полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе (СФО) и ответственных за лесное хозяйство региональных чиновников.
Совещание открылось с обсуждения итогов пожароопасного сезона — без преувеличения катастрофического для сибирских лесов. Непростые природно-климатические условия 2012 года — малоснежная зима и засушливые весна и лето — сами по себе создавали сложную обстановку. Однако основной причиной пожаров остаются люди. Поджоги сухой травы (сельхозпалы), костры и элементарное разгильдяйство — причины гибели сотен тысяч гектаров лесных угодий Сибири.
За сезон в СФО зафиксировано более 8,6 тысячи возгораний, площадь которых превысила один миллион гектаров (в 2011 году — 647 тысячи гектаров). На 1 ноября общая площадь погибших лесов составила около двухсот тысяч гектаров, поврежденных — шестьсот тысяч. Наиболее тяжелая обстановка наблюдалась в республиках Бурятия и Тыва, Забайкальском и Красноярском краях, Томской и Иркутской областях. На них пришлось более девяноста процентов всей площади лесного фонда СФО, по которой прошел огонь. В семи регионах (Бурятии, Тыве, Забайкалье, Красноярском крае, Иркутской, Омской и Томской областях) была объявлена чрезвычайная ситуация. На некоторых территориях ограничивали посещение лесов.
— Непонятны действия руководителей регионов, которые то вводили режим ЧС, то отменяли его. Чего они ждали? Полумер в этом вопросе не должно быть, — отметил заместитель руководителя Рослесхоза Андрей Жилин.
К примеру, в Томской области, даже в условиях режима чрезвычайной ситуации, авиационное патрулирование лесов не было организовано должным образом. Это привело к позднему обнаружению очагов возгораний, росту площадей крупных пожаров и резкому увеличению стоимости их тушения. Как правило, к моменту обнаружения пожара горело уже более пяти гектаров леса. В результате свыше половины лесных пожаров в Томской области пришлось на долю крупных.
Руководитель Рослесхоза Виктор Масляков среди проблем отметил слабую работу региональных властей по составлению сводных планов тушения лесных пожаров. В частности, в документе должны быть прописаны меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, перечень и состав лесопожарных формирований, техники и оборудования, порядок привлечения и использования спецсредств, мероприятия по координации работ, связанных с тушением.
— По закону каждый регион должен подготовить план, четко расписать силы и средства, а также алгоритмы взаимодействия организаций при определенных режимах пожаротушения. Однако не везде сводные планы соответствуют действительности, — отметил Виктор Масляков.
Так, иногда под «силами и средствами» подразумеваются подразделения МЧС, которые должны подключаться к тушению пожаров только в условиях чрезвычайной ситуации. Или — регион задействовал только пятнадцать процентов своих возможностей, но уже просит поддержку из федерального резервного фонда. Глава ведомства обратил внимание, что впредь территории смогут рассчитывать на такую поддержку только при полноценном развертывании собственных сил и средств. В 2013 году этому вопросу Рослесхоз намерен уделить особое внимание.
Перечень полномочий регионов в лесной отрасли, разумеется, не ограничивается борьбой с пожарами. Ведение лесного реестра, контроль заготовки древесины и пресечение незаконных порубок, аренда участков лесного фонда, его восстановление — вот неполный перечень того, чем должны заниматься чиновники на местах.
В этом году план лесовосстановительных работ в СФО выполнен на 96,9 процента на общей площади 235,6 тысячи гектаров. В полном объеме мероприятия проведены в республиках Бурятия и Хакасия, в Алтайском крае, Иркутской и Новосибирской областях. Наиболее низкий уровень выполнения плана отмечен в Забайкальском крае — всего 38 процентов. В Тыве, Новосибирской и Иркутской областях зафиксирован дефицит посадочного материала, в Омской области, Хакасии и Забайкалье не подготовлены площади под будущие посадки.
Еще один вопрос, который сегодня стоит на контроле лес-ного ведомства, — заготовка древесины и борьба с «черными лесорубами». По итогам девяти месяцев 2012 года площадь земель лесного фонда Сибири, переданная в аренду, составила 67 миллионов гектаров (рост к прошлому году — 5,5 процента). Наибольшие площади арендуют предприниматели Алтайского края и Иркутской области. Объем заготовки древесины в округе в этом году составил 36,6 миллиона кубических метров, что соответствует уровню 2011 года. Лидерами здесь являются Красноярский край и Иркутская область.
— У нас есть факты неисполнения арендаторами своих обязательств, установленных договорами. Это касается охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также уплаты платежей за пользование лесным фондом. В таких случаях требуйте расторжения договоров аренды и привлекайте для проверки органы МВД и прокуратуры, — призвал Виктор Масляков.
Несмотря на то, что в последние годы зафиксировано снижение объема незаконно заготовленной древесины почти на шесть процентов, говорить о порядке в этой сфере пока рано. Если общее число нарушений, выявленных с начала года в лесном хозяйстве округа, составило 12,6 тысячи, то половина из них — в лесозаготовительной сфере. При этом ущерб, нанесенный лесному фонду округа, превысил 1,6 миллиарда рублей.
С 2013 года мониторинг ситуации возложен на Рослесозащиту. Как подчеркнул руководитель ведомства Леонид Иогман, за основу работы взят простой принцип: если есть факт незаконной рубки, но при этом лесничий никому не предъявил претензии и не возбуждено уголовное дело, значит, ответственность несет он сам. По мнению участников совещания, увеличение числа инспекторов, работающих в округе, с семи тысяч до шестнадцати тысяч человек должно обеспечить положительную динамику в выявлении «черных лесорубов».
— Но мы должны обратить внимание на уровень заработной платы лесничих и инспекторов. Это не дело, когда, к примеру, у госслужащего, занятого в сфере лесных отношений в Иркутской области, средняя зарплата составляет 36 тысяч рублей, а у лесничего — тринадцать тысяч. В Алтайском крае и того меньше — одиннадцать тысяч рублей. Мы с кем хотим наводить порядок в лесах, если у людей, стоящих на передовой, такие низкие зарплаты? — задал вопрос Виктор Масляков.
Комментарий
Андрей Филичев, заместитель полпреда президента России в СФО:
— Создание современных производств по глубокой переработке древесины — одно из направлений реализации инвестиционных проектов в регионах округа. Для успешного социально-экономического развития Сибири требуется активизация инвестиционного процесса во всех сферах, особенно — в лесопромышленном комплексе. Необходимо повысить эффективность взаимодействия власти и бизнеса, использовать механизм государственно-частного партнерства, создать особые налоговые режимы, стимулирующие инвесторов.