Одним из самых важных и скандальных событий в мировой политике и экономике стал договор на добычу сланцевого газа, который подписали в Давосе 24 января 2013 года.
Из-за него Украине грозят экологические катаклизмы. Ожидается, что на нем пару лет будут пиариться, как оппозиция, так и власть.
Представители власти будут доказывать бесспорную выгоду для страны, а оппозиционеры – опровергать всю сказанную ими информацию.
Даже если соглашение через 5-10 лет оправдает ожидания подписантов, то от этого граждане Украины ничего не выиграют. Заработают только некоторые киты нефтегазового бизнеса. В то время когда власть радуется «стратегическим, козырным ходом» Президента, Россия, которая очень недовольная сделкой, выставила Украине счет на 7 миллиардов долл. за недобор газа в прошлом году.
Пусть горит все синим пламенем!
Как интересно теперь получается, оппозиция пару лет называла сланцевый газ отличной альтернативой российскому, а теперь решительно против разработок.
Причина и логика понятны: именно сланцевый газ затмил пиар-акции Тимошенко. Но освещение громкой темы политическими силами и национальными СМИ – мелочь, если сравнивать с возможными последствиями невыполнения межнациональных договоров из-за серьезного нарушения процедуры согласования технических возможностей будущего соглашения.
А что произойдет, если народ, подогретый оппонентами, упрется рогом и не даст начать разработку. Ну, разберем все по порядку.
По случайному или специальному совпадению, 23 января 2013 года, добыча сланцевого газа заставила власти Литвы и Украины огласить диаметрально противоположные решения: Литовский парламент огласил возможную приостановку поисковых работ по углеводородам через возрастающее недовольство общественности, а премьер Николай Азаров, наоборот, утвердил проект договора про распределение продукции, которая будет добываться на Юзовском газовом месторождении (Донецкая и Харьковская области).
24 января исторический документ – трехсторонний договор между Украиной, Shell Exploration and Production Ukraine BV и ООО «Надра Юзовская» подписали при личном участии Президента в Швейцарии.
Напомним, что Олесское месторождение (Ивано-Франковская и Львовская области) отдали на откуп американской компании Chevron на пару с предприятием «Надра Олесская» (стоит сказать, что Chevron победил в конкурсе «из одного участника» на право добывать сланцевый газ в Литве).
В то же время, Кабмин наделил полномочиями Эдуарда Ставицкого, министра энергетики Украины, при необходимости, вносить изменения в договор, где идется про сланцевый газ, на Юзовской площади.
Важнейшему решению правительства предшествовали решения Донецкого и Харьковского областных советов, по мнению которых добыча сланцевого газа принесет только плюсы.
Именно на этом этапе и начались проблемы иностранных инвесторов, потому что никто из депутатов не ознакомился проектом договора и существованием необходимых согласований. Хотя прочитать документ из 400 страниц, физически все равно было нереально.
И тут Остапа понесло…
Поэтому обошлись презентацией Олега Проскурякова, министра экологии и природных ресурсов, которого недавно назначили. Он уверял депутатов, что риски для экологии отсутствуют и есть возможности поступления большого количества инвестиций в регион.
Если говорить по делу, то Олег Проскуряков выступил в роли лоббиста. Местные депутаты узнали, что это может стать самым крупным инвестиционным проектом в истории независимой Украины, так, как Shell хочет вложить в его реализацию от 10 до 50 миллиардов долларов.
Уже на этапе геологического изучения будет привлечено около 1,6 млрд. грн. инвестиций и 30 млрд. — на этапе промышленной разработки Юзовской площади, прогнозные ресурсы которой составляют примерно 2-4 трлн. м3 газа. Вот на эти перспективы и клюнули донецкие и харьковские депутаты.
Из выступления министра экологии, который далек от проблем окружающей среды, выплывало, что, в случае успеха поисковых работ на участке в Юзовском, предполагается только в течение первых 5 лет использовать примерно 410 миллионов долларов для бурения 15 скважин;
— через 5-6 лет добыча сланцевого газа должна составлять несколько млрд. м3 в год;
— через 10 лет — 10 миллиардов;
— а где-то через 15 лет, сланцевый газ будут добывать в объеме 20 миллиардов м3 в год на этом одном участке;
Министр не рассказал только про возможные убытки, в случае если сланцевый газ там не найдут. Очевидно, это не волнует, тех дал полномочия Проскурякову лоббировать продвижение проекта.
Также министром была впервые обнародована информация о принципах распределения продукции между инвесторами и Украиной. Он уточнил, что в период окупаемости проекта из озвученных сумм и объемов Украина получит минимум 31%. Потом, по мере увеличения рентабельности (конечно, если мощность месторождения будет достигать 20 миллиардов м3 газа в год), Украина будет получать до 60%.
Странно, но проект договора не показали никому, даже в Кабмине, хотя решение все таки опубликовано на сайте. Наверное, только избранные могут знать, в каких же пропорциях будут делить национальные углеводороды. Становится понятно, что в этой антинародной афере есть интересы власти.
Неужели в «Межигорье» ведут все дороги?
Итак, 90% «Надра Юзовская» относится к государственным «Надрам Украины», а 10% — к СПК «Геосервис». Под руководством Геосервиса» собрались бывшие работники научно-исследовательского института «Нафтогаз», которым верхушка государства доверила делить будущие углеводородные доли между транснациональными корпорациями и Украиной.
В любом случае, не очень известная фирма «Геосервис» зарегистрирована в одном из спальных районов города Киева на физическое лицо.
Касательно корпорации Shell, то она уже не один раз была замешана в скандалах, связанных с участием в международных коррупционных схемах в Африке, России, о чем можно узнать из Интернета. Но адвокаты знаменитой компании всегда помогали ей избегать ответственности.
Специалисты анонимно вспоминают об таких же ситуациях с разработкой шельфа на Черном море, появлением компании Vanco и считают, что фирмы-однодневки, как то «Геосервис» в идентичных ситуациях появляются очень быстро.
Касательно разработки месторождений сланца, то не у кого нет сомнений, что это очередной проект руководства нефтегазовой отрасли, в частности, министра энергетики, которым на сегодняшний день является Станислав Ставицкий.
В любом случае, СМИ уже много раз писали, что это именно он придумал схему, заложенную в соглашении по разработке месторождений сланцевого газа. Следует напомнить, что его также считают главным реализатором и разработчиком схемы вывода Межигорья в приватное владение.
Любопытно, что никто из отечественных специалистов не захотел публично прокомментировать ситуацию. На сайте СПК «Геосервис», созданном в 2011 году, можно найти информацию, что это консалтинговая компания, и занимается она предоставлением услуг для проведения геологических работ в нефтегазоносных регионах Украины и, наверное, совершенно реально могла бы быть подрядчиком. К слову, одной из соучредителей «СПК «Геосервис» является Оксана Хрящевская, зам главного геолога компании.
Она закончила тот же геологический факультет МГУ, что и сегодняшний премьер-министр. Несмотря ни на что, остается загадкой, почему самые крупные компании мира согласились не только работать с практически неизвестной фирмой, но и беспрекословно приняли не обоснованные и, заведомо нереальные условия, предложенные Министерством экологии.
Может ли быть такое, что компании с мировым именем без особенного финансового интереса либо теневых договоренностей соглашаются отдавать часть прибыли (если она вообще будет!) в пользу, мягко говоря, сомнительного партнера?
Хотя, если, например, учесть мнение Андерса Аслунда, эксперта по вопросам Восточной Европы, газовые проекты Shell и Chevron могут легко увязнуть в коррупции, таким образом, принеся пользу небольшому кругу олигархов, которые находятся возле Виктора Януковича, об этом и пишет The Washington Post.
Чем опасна разработка газа?
Понятно только одно: в конечном итоге, участники проекта хотят иметь сланцевый газ, технология добычи которого очень опасна. Особенно гидроразрыв, до которого газовики и нефтяники прибегают еще со времен Советского Союза. Суть метода сводится в том что: к предполагаемому пласту подводят трубу с водой, химическими веществами и песком, затем подрывают и добывают газ.
Касательно химических составляющих, то здесь присутствуют изопропанол и этиленгликоль, поверхностно активные вещества. Профессиональные экологи четко знают, что данные вещества могут привести к загрязнению окружающей среды, попадут подземные горизонты и в питьевую воду.
А взрывы и добыча сланцевого газа способны сильно увеличить возможность землетрясений. Более того, это приведет к негативному влиянию на природно-заповедные зоны, ландшафты национальных парков и природы в целом.
В Великобритании, в 2011 году, добыча сланцевого газа путем использовании технологии гидроразрыва вызвала 2 землетрясения на северо-западе страны. После этого остановили разработку месторождений.
Сланцевый газ, технология добычи которого может плачевно сказаться на окружающей среде и загрязняет грунтовые воды, привела к тому, что Франция и Болгария отказались от него.
Как отмечает Игорь Сиренко, бывший председатель Национального экологического центра Украины (НЭЦУ), экономика является предметом межправительственной или коммерческой тайны, но не экология.
К слову в НЭЦУ утверждают, что площадь Юзовского газоносного участка составляет примерно 8 тысяч гектаров. Именно здесь сосредоточена большая часть дикой природы Донбасса и Харьковщины: степи, леса, заболоченные участки и водоемы, много заповедных территорий, среди которых — леса впродоль реки Северский Донец, Национальный природный парк «Святые горы», степи Барвенковского района, где гнездится много редких видов хищных птиц.
Заместитель председателя центра Алексея Василюка утверждает, что в результате Донецкая область останется без редких животных и растений, а также последних природных жемчужин.
По материалам news24ua.com
Игорь Серба, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»