Сегодня 7 февраля состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Рослесхоза Николая Кротова на тему: «Кто может лучше распорядиться лесными ресурсами: государство или частник?»
В ней принимали участие, как журналисты, так и интернет-пользователи, которые задавали вопросы в режиме удаленного доступа.
В частности, Николаем Кротовым была озвучена статистика, касающаяся лесопользователей. На территории России, по предварительным итогам за 2012 год количество лесопользователей составляет 900 тысяч. Стоит сказать, что из них большая часть, а именно 787 тысяч – это простые граждане, которые покупают древесину для собственных потребностей: на дрова для отопления и для строительства домов.
По итогам 2012 года, в консолидированный бюджет, из лесной отрасли поступило 22,5 млрд. рублей. Львиная доля – 88% доходов – это плата за пользование лесными участками.
Кроме того, стоит отметить, что в прошлом году заготовили 191 млн. м3 древесины, это на 6 млн. м3 меньше, чем в 2011 году. Основной причиной этого стала специфика 2012 года.
Следующий вопрос, который прокомментировал Николай Кротов, касался борьбы с недобросовестными лесопользователями. Он заявил, что на протяжении 2-х последних лет прослеживается тенденция по ужесточению действий власти к преступникам. Прогрессирует динамика по возбуждению уголовных дел. К уголовной ответственности были привлечены около 9 тысяч человек.
Относительно госсистемы устойчивого управления лесами, замруководителя Рослесхоза ответил, что не нужно придумывать ничего нового, лишь сделать акцент на региональные особенности. С их учетом нужно выстраивать систему управления и ведения хозяйства в каждом субъекте РФ.
В РФ на сегодняшний день достаточно много примеров, когда органы исполнительной власти субъекта РФ, как, например, в Оренбурге, управляют одновременно лесом, экологией и охотой. У нас есть примеры, когда в многолесных субъектах орган управления лесным хозяйством управляет и лесным хозяйством, и лесной промышленностью одновременно, — говорит Николай Кротов.
В пределах действующего законодательства и существующих подходов к заготовке лесопродукции, практически подошли к пределу экономически выгодные ресурсы на территории России. То есть объем экономически доступной расчетной лесосеки у нас уже весь задействован в активном пользовании.
Если он задействован не весь, то он по крайне мере точно весь закреплен на долгосрочной основе среди предприятий ЛПК – рассказал Н. Кротов, отвечая на вопрос, что мешает модернизации лесной отрасли.
На счет вступления в ВТО, переходный период, который объявлен по лесному сектору в течение 3-х лет, и меры таможенного, государственного регулирования, которые предусмотренные на эти три года, позволят немного смягчить последствия, но они все таки будут.
Наши крупные лесопильные комбинаты, ЦБК, комбинаты, которые выпускают плиту, переживут открытие рынков намного легче, потому они имеют свои ниши на европейских, тихоокеанских, азиатских рынках. И с этих ниш они просто напросто не уйдут, так как их пока некому заместить.
Сложнее будет малому бизнесу. Он ориентирован на внутренний рынок, при этом защитить внутренний рынок от свободных поставок продукции из-за пределов РФ — инструментов намного меньше, и их пока почти никто не применяет.
Один плюс для малого бизнеса — он всегда занимал региональный низкоценовой сегмент, и на его место никто не придет — изготовление товаров, которые востребованы на этой же территории, где он работает, — отметил господин Кротов.
Еще одним вопросом, на который ответил замруководитель Рослесхоза, касался малого количества зарубежных инвесторов. Этот вопрос прозвучал от имени нашего издания («AtmWood. Дерево-промышленный вестник»):
Н.Кротов: Первая причина – нестабильность российского законодательства, она пугает. Вторая причина – крупные инвестпроекты реализовать в рамках одного субъекта РФ сырьевого обеспечения зачастую не представляется возможным. Здесь межрегиональное разобщение играет нам в минус. В-третьих, есть объективные причины: лес в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии растет быстрее, чем у нас. И с точки зрения оборачиваемости, и с точки зрения затрат на выращивание одного кубометра, мы конкурентных преимуществ не имеем, наше преимущество – в качестве.
В общем, понятно одно, для того чтобы РФ получала крупный доход от лесной отрасли, нужно провести еще очень много работы.
По материалам РБК
Игорь Серба, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»