Миллиарды евро, которые делаются за счет природы. Древесина от нелегальных рубок, особенно в тропических лесах, попадает в Европу. ЕС решил положить этому конец.
Это была масштабная акция, направленная против нелегальных вырубок леса. В 12-ти странах Центральной и Южной Америки Интерпол совместно с местными правоохранительными органами проводил операцию против запрещенной вырубки и вывоза леса. Отряды правоохранителей работали преимущественно в Бразилии, Коста Рике, Парагвае и Венесуэле. В ходе мероприятий было конфисковано 50 000 кубов леса стоимостью восемь миллионов долларов. Задержано почти две сотни подозреваемых.
Операция полиции, о которой в середине февраля этого года сообщил Интерпол, позволяет оценить, каких масштабов достигла нелегальная торговля древесиной из тропиков. В Интерполе считают, что нелегальные доходы от нее составляют от 30 до 100 миллиардов евро.
Бундестаг имплементирует право ЕС
С целью ограничения ввоза в Германию красного дерева и других менее стоимостных пород древесины, на этой неделе Бундестаг принял внесения изменений в законодательство о торговле древесиной. Таким образом немецкий парламент имплементировал директиву ЕС, которая вступает в силу 3 марта.
По ее положениями, импортированная в Евросоюз древесина, а также ряд продуктов, которые из нее производятся, приравниваются к тем, продуцируемых в странах ЕС.
После вырубки: тропический лес в Бразилии
Теперь немецкое — как общеевропейское — законодательство запрещает продавать нелегально вырубленную древесину. От продавца будут требовать информацию о ее вид и происхождение, а также о произведенных из нее продуктов. К этому времени европейские таможенники практически не имели возможности идентифицировать древесину как нелегально добытую, поэтому и не могли противодействовать ее ввоз в ЕС.
Социал-демократы против
Впрочем, одна фракция в Бундестаге все-таки проголосовала против внесения изменений в лесное законодательство Германии. Социал-демократам не хватило адекватного наказания за нарушение лесных норм. Петра Кроне, представляющая фракцию СДПГ в профильном аграрном комитете, забросила инициатору законопроекта — правительства — прогиб перед лоббистами.
» Первичный смысл законопроекта мы поддержали безоговорочно», — сообщила депутат в беседе с DW и продолжила: «Однако, за два дня до голосования на пленарном заседании со стороны христианских демократов и» либералов «внезапно были представлены изменения, которые фактически выбили основу законодательной инициативы «.
По словам Кроне, христианские и свободные демократы «превратили» умышленной ввоз нелегально вырубленного леса из преступления на проступок. Уголовное же преследование за нелегальную торговлю древесиной возможно только при определенных условиях. «Из-за такого смягчения закон превратился в беззубого тигра», — пояснила депутат.
Экологи критикуют
Подобные критические заявления выразили и природоохранные организации. «Признание нарушения административным проступком вряд ли станет препятствием для торговцев древесиной и не побуждает их к прекращению выгодных гешефтов», — предостерегает Андреа Цедерквист из Greenpeace.
«Такие законодательные изменения ничего не дают ни для защиты лесов, ни для сохранения в них редких видов животных, ни людям, которые зарабатывают на устойчивом использовании лесного хозяйства», — добавила природозащитница.
До сих пор потребители не могли установить, из какой древесины — нелегально или легально добытой — произведены те или иные продукты. Ирмгард Каль с природоохранной организации «Robin Wood» советует отказываться от покупки мебели или полов из экзотических пород деревьев: «Есть же европейская древесина, которую можно использовать для производства».
Проблемы с маркировкой
Как и в других сферах, производство продукции из дерева сопровождается ее маркировкой, которая свидетельствует об экологически и социально благоприятное использования и переработки древесины. Одной из самых известных является сертификация продуктов леса международной организацией Forest Stewarship Council.
Впрочем, Ирмгард Каль считает «знак качества» от FSC относительно надежным: «Конечно, это надежно, но только для местной древесины». Что же касается древесины, которая импортируется, то эксперты «Robin Wood» скептически оценивают сертификат FSC.
Природоохранная организация заявляет, что, например, от продажи эвкалиптовой продукции из Бразилии или Уругвая доходы обходят местное население, а сама древесина содержит большое количество удобрений и пестицидов.
Впрочем, нововведения европейского лесного законодательства, которые вскоре вступят в силу, установят единые правовые требования к ввозу древесины на территорию Евросоюза.
По материалам DW
Гуцалюк Андрей, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»