В Счетную палату и Генпрокуратуру России поступили заявления от защитников Химкинского леса.
Через него, как известно, прокладывается скоростная платная трасса Москва-Санкт-Петербург. В заявлениях идет речь о преступлениях, которые были выявлены при анализе сомнительного строительства дороги.
От защитников леса поступила информация, что стоимость проекта завышена в разы, внебюджетные и бюджетные средства растрачиваются нерационально, а местами и попросту расхищаются.
По убеждению экологов, именно эти и другие, не менее серьезные нарушения, стали причиной транспортного коллапса на трассе М-10 в ноябре-декабре 2012 года. Новая магистраль будет дублировать эту трассу.
Общественной организацией правозащитников и экологов «Принцип» было направлено заявление с просьбой проведения проверки. Организация делает ссылки на итоги собственной экспертизы всем известного проекта платной трассы, проходящей через Химкинский лес. Он был подготовлен в сентябре прошлого года и размещен на 43 страницах pdf-отчета.
Оставив в стороне общеизвестные экологические нарушения, авторы сосредоточились на неоднократных странностях в финансировании, конкурсах и тендерах. Вызывает особый интерес вовлечение в этот сомнительный проект французской фирмы Vinci, которая имеет мировое имя, и в чем заключается ее истинная роль.
Евгения Чирикова, активная защитница Химкинского леса, в своем блоге опубликовала краткое изложение этого расследования. Она пишет, что Игорем Левитиным, министром транспорта на то время, было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве с фирмой Vinci,касающееся проекта трассы Москва-Санкт-Петербург еще до того, как был проведен открытый конкурс.
Активистами «Принципа» выяснено, что в условия конкурса заложены жесткие ограничения. Они и помогли отсечь абсолютно все фирмы со 100% российским участием. Единственный конкурент, который был допущен, позже был снят с конкурса. Конкретных причин не объяснялось, хотя фирма предлагала более выгодные условия.
В результате конкурс отменили вовсе, и при полном отсутствии конкуренции с ООО «Северо-Западная концессионная компания» было подписано соглашение.
В ходе выяснения истинной роли Vinci , экологи наткнулись на целый ряд интересных фактов. К примеру, «СЗКК» в российских и французских СМИ систематически позиционируется как дочерняя компания Vinci SA, известной строительной французской фирмы.
В действительности созвучная компания Vinci Concession Russie является «матерью» данного ООО. И Vinci Concession Russie – это не дочернее предприятие Vinci SA, хотя и представляет тот же бренд. В структуре владельцев Vinci Concession Russie на Vinci SA припадает всего 38,75%. Остальная часть принадлежит неизвестным рынку компаниям, большая доля которых находится в оффшорных юрисдикциях.
Непрозрачной является и структура собственности «СЗКК». К тому же, она менялась по ходу реализации проекта – в ней фиксировались фирмы с Британских Виргинских островов, Кипра, Ливана, Каймановых островов.
Такие компании являются владельцами более половины собственности фирмы Vinci Concession Russie. При этом бенефициары и конечные владельцы частично скрыты. В числе компаний, которые открыты в регистрационных документах, встречаются неизвестные люди с арабскими фамилиями, а также Александр Плехов и Аркадий Ротенберг.
ООО «СЗКК» был обязан привлечь иностранные инвестиции в проект. Но переговоры с Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития зашли в тупик.
Видимо, все дело в том, что «СЗКК» было необходимо провести независимую экспертизу этого проекта. В результате оказалось, что маршрут через Химкинский лес, предложенный проектом, увеличивает ущерб природе. Естественно, это противоречит стандартам данных банков Европы.
В итоге деньги для реализации проекта был найдены в России – средства Сбербанка, Пенсионного Фонда, Внешэкономбанка и гарантии правительства России.
По материалам www.og.ru
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»