В Кировограде в 2014 году возле озера Кошачий глаз были вырублены деревья на внушительной площади на территории заказника и начата подготовка к строительным работам. И лишь спустя год полиция начала проводить какие-то следственные действия по факту варварского уничтожения заказника.
По мнению правозащитника Игоря Погасия, местные правоохранители не считают горожан потерпевшими по делу о вырубке деревьев и, скорее всего, готовят отказ от дальнейшего расследования.
В минувший четверг Погасий вместе со следователем Караговской выезжали к озеру. Там сейчас унылая картина замороженного строительства – вырытый котлован, лежат завезенные бетонные плиты – неверное, под фундамент. Забора нет – его снесли возмущенные люди.
Игорь Погасий рассказывает, что больше года бьется за восстановление законности в отношении природного заказника в составе специальной комиссии – присутствовал во время составления акта осмотра места происшествия, его опрашивали в качестве заявителя, но не в качестве потерпевшего. Последнее особенно возмущает активиста – он, как житель города, член территориальной общины, имеет право собственности на коммунальное имущество, в том числе – природные ресурсы и землю. И право это защищается законом.
У Погасия есть и другие вопросы к экологам и следствию. «Уголовное дело возбудили ПО ВЫРУБКЕ, — рассказывает мужчина. – Приехали через год – а здесь слой льда, снега, пеньков нет, их грейдером еще тогда сгребли, скинули в кручу и присыпали землей с котлована. Понятно, что сейчас фиксировать уже нечего – нужно было по горячим следам. Хотя и сейчас видно, как некоторые пеньки из этой кучи выглядывают. Эколог задает гениальный вопрос – где доказательства, что эти пеньки не привезли откуда-то и бросили здесь? И еще – где границы Лесопарковой зоны? Хотя, помимо исторически сложившейся линии городской застройки, есть генплан города, и так далее…»
А еще Погасия возмутили формулировки в составленном акте осмотра. Например: «По мнению заявителя, деревья повалены…»
«Я говорю – «по утверждению», а не «по мнению». Так в акт уже закладываются условия отказа в дальнейшем расследовании», — заявляет правозащитник.
Кстати, если вначале этого громкого дела в документах на право собственности на эту землю встречались известные фамилии – например, Мамалат, Николаенко, — то теперь заповедная земля принадлежит другим, неприметным людям. Очевидно, землю возле Кошачьего глаза успели перепродать. Это обычная для Украины практика длинных цепочек перепродаж с целью легализации собственности, полученной через заведомо незаконные решения местных властей.
По материалам uc.kr.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»