Лесозаготовительная отрасль становится на Прикарпатье смертельно опасной. Прежде всего это касается Долинского района, где она наиболее развита.
Как сообщает интернет-издание galychyna.if.ua, в прошлом году произошла серия нападений на предпринимателя — главу Западной ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков Игоря Соболевского. В марте этого года неизвестные злоумышленники пытались взорвать автомобиль директора крупнейшего в области «Выготского лесхоза» Александра Матусевича, когда он находился в машине вместе с женой. В ночь на 1 июня бутылки с «коктейлем Молотова» полетели в окна дома директора «Болеховского лесхоза» Михаила Яремка. Михаил Михайлович даже зафиксировал время преступления.
— Это произошло в половине третьего ночи, — рассказывает он. — Проснулся от каких-то непонятных звуков — так бухали, что падали и разбивались светильники. Побежал в комнату, где у меня люстра. Нет, она была на месте. А то хлопки дальше продолжалось. Услышал, что-то сыплется сверху, поэтому подумал, может, крыша падает. Тогда еще не понял, что это бьют окна. Но тут увидел, как с первого этажа, а я сплю на втором, начал валить дым. Возникла новая мысль — о взрыве газа, он проведен в подвале. Сбежал вниз. А там уже все прихожая пылает, огонь задел и вторую комнату, где есть поворот на лестничную клетку. Я бросился к умывальнику набрать воды, а ведро туда не влезает. Схватил чашку, и что им погасишь, когда горит на площади примерно 30 квадратных метров ?!
Михаилу Яремко повезло, потому что, во-первых, пол в прихожей был не деревянный, а выложен плиткой. Поэтому и подумал о взрыве газа: как это так, чтобы горела плитка? Во-вторых, у него в доме вода плохая, поэтому накануне набрал пять шестилитровых бутылей для питья. Поэтому именно ими залил пожар. Иначе неизвестно, чем бы все закончилось.
Только после того, как погасил огонь, начал осознавать, что случилось на самом деле. Понял, что бухали окна, которые разбивали камнями. «Видно было, что те, кто напал на мой дом, хорошо разбираются в этом деле, — говорит директор лесхоза. — В окна они бросали специальными гранитными камнями с острыми краями, которые, очевидно, привезли с собой. Так просто на улице его подберешь ».
Также выяснилось, что бухал не газ, а так называемые «коктейли Молотова», которые злоумышленники, предварительно разбив окна, забросили в помещение.
В причинах нападения Михаил Яремко теряется. По его словам, ни до этого случая, ни после к нему никаких, как теперь принято говорить, «наездов» или угроз не было. Единственное, в чем он убежден, — что это сделали не местные. «Ни я никому не должен ничего, ни мне — никто. И местные побоялись бы на такое пойти. А здесь видно, что работали профессионалы », — аргументирует Михаил Михайлович.
Стоит заметить, что его дом расположен не возле дороги, а несколько в глубине, среди других домов. Интересную вещь узнали правоохранители. Расследуя нападение, они установили, что за несколько дней до этого сюда на автомобиле «Шевроле» приезжали какие-то люди, которые назвались землеустроителями и уточняли, кто в каком доме живет. Кстати, одним из соседей Михаила Яремка является начальник областного управления лесного хозяйства Алексей Голубчак. Поэтому еще есть такая версия — нападение готовили на него, но злоумышленники просто ошиблись адресом. И в это мало кто верит.
— Думаю, что случай со мной является продолжением тех нападений, которые произошли у нас раньше. Однако утверждать это, а тем более доказать, пока не могу, — заключает директор «Болеховского лесхоза».
Так же до сих пор неизвестны причины покушения на директора «Выготского лесхоза», хотя с тех пор прошло полгода. Александр Матусевич, конечно, интересовался, как расследуют этот случай, на что получал ответ: будет что-то конкретное, сообщим. Очевидно, результатов еще нет.
Судя по всему, нападение на него также тщательно готовили, и направлено он был на убийство мужчины. Об этом говорят сами обстоятельства преступления. Скажем, гранату прикрепили под автомобиль, который стоял под рестораном, где Александр Борисович вместе с женой гостил на свадьбе. Камеры наблюдения сняли этот момент. Злоумышленник в Балаклаве спокойно подошел к машине, сделал свое дело и так же ушел. Итак, за директором лесхоза следили. И не первый день, потому что даже знали его привычки. Речь идет о том, что автомобиль, на котором он приехал в ресторан, принадлежал его жене, и она сама водила машину. Граната была прикреплена под переднее левое колесо, по сути, под местом водителя. Злоумышленники были уверены, что за руль сядет именно мужчина. Потому на свадьбе, как известно, не обходится без алкоголя. И жена Матусевича могла выпить бокал-другой шампанского, в то время, как сам Александр Борисович вообще не употребляет спиртного.
Граната, оторвавшись, взорвалась под баком. Осколок попал в ногу товарищу Александра Матусевича, который сидел со своей женой позади. По нашему мнению, трагедии удалось избежать чудом. Дело в том, что этот автомобиль работал на солярке, которая менее взрывоопасна, чем бензин. Иначе последствия могли бы быть трагическими.
Однако, по словам Александра Борисовича, он до сих пор не может понять причины покушения на него. «Догадки разные могут быть, но это не официальная информация», — объясняет он. Что же, будем писать то, что было сказано официально. В частности, как утверждает наш собеседник, в Выгоде он каких-то проблем, врагов не имел. Со всеми — нормальные отношения, в том числе и с представителями бизнеса. Как только возглавил предприятие, то положил за правило никому не отдавать предпочтение в выделении древесины, все должны быть в равных условиях, поэтому какого-то недовольства им, давления по этому поводу не может быть и не было. Так же не было определенных моментов или сигналов, которые бы свидетельствовали о том, что он делает что-то не так и это может привести к какому-то эксцессу. «То, что произошло, для меня — шок и удивление», — повторил Матусевич то, что сказал мне, когда я позвонил ему на следующий после покушения день.
Хотя, как по мне, возможных оснований для покушения на Александра Борисовича можно собрать немало. Первое, что пришло в голову после того, как под его автомобилем взорвалась граната — это скандалы с предыдущим директором лесхоза. Можно сказать, за то кресло шла настоящая война. Предшественника с трудом отстранили от должности. Он пытался обжаловать свое увольнение в суде, но попытка оказалась неудачной. Вероятно, мог человек затаить обиду на конкурента. и не только он. Скажем, в свое время, когда шла кампания против бывшего руководителя, работники предприятия, в том числе и в письмах в редакцию, утверждали, что вокруг лесхоза «кормилось» немало частных структур, которые имели отношение к тогдашнему директору. Но Александр Матусевич не стал это комментировать.
— А может, кто-то просто хочет занять вашу должность? — продолжаю гнуть свою линию.
— Опять же, не знаю. Через год, когда у меня закончится контракт, посмотрим. Думаю, желающих возглавить это предприятие, которое имеет самый большой ресурс, будет немало, — улыбается собеседник. А потом уже вполне серьезно говорит, что не понимает нынешнего подхода к назначению руководителей таких предприятий. Оценке их работы должны быть результаты деятельности предприятия, аргументирует он, и рассказывает о показателях работы «Выготского лесхоза».
Однако в социальных сетях появились свои версии этого события, опять же, связанные с экономической деятельностью предприятия, но к этому добавилась и политика. Насколько они правдоподобны, сказать трудно. Но, напомним, что покушение на Александра Матусевича было осуществлено тогда, когда мощно муссировались слухи о перевыборах в Верховную Раду. Имел ли он намерение выставлять свою кандидатуру, утверждать не беремся, но, насколько нам известно, Александр Борисович имеет настолько большой авторитет в том округе, что может стать серьезным конкурентом нынешним политиканам, и тем, кто попытался бы там баллотироваться. С другой стороны, утверждают интернет-издания, развивая свое предприятие, он все же задел финансовые интересы определенных бизнес-групп, которые потеряли какую-то часть доходов. Но это, еще раз повторим, версии.
Единственное, что конкретно отрицает Александр Матусевич, — это то, что граната под его автомобилем и гранаты во дворе председателя Западно ассоциации работников лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли Игоря Соболевского связаны между собой. «Это два разных случая, — говорит Александр Борисович. — Там люди из бизнеса, завязанные коммерческие структуры, может, что-то где-то между ними было ».
Однако, по мнению правоохранительных органов, все эти случаи — звенья одной цепи, конец которой тянется далеко за пределы нашей области. Очевидно, здесь усилий одной Прикарпатья полиции недостаточно. И это ярко видно на примере целой серии нападений на Игоря Соболевского. Напомним в двух словах, что сначала это были попытки запугивания. «Коктейли Молотова» в автомобиле, поджог его предприятия, во время которого был тяжело ранен сторож, бросание гранат во двор и, в конце концов, реальное покушение на жизнь, когда гранату привязали к ручке входной двери дома с расчетом, что человек, выйдет из помещения, на ней подорвется. К счастью, как и в случае с Александром Матусевичем, осуществить задуманное злоумышленникам не удалось. А в нынешнем интервью Игорь Николаевич конкретно рассказывает, что могло стать причиной тех покушений. В частности то, что он со своими единомышленниками отстаивает, и здесь хочу подчеркнуть — не только в личных интересах, а в большей степени в интересах государства, запрет экспортировать древесину. Выступает против нового проекта реформирования лесной отрасли Украины, в результате чего такие предприятия, как упомянутые Выготский и Болеховский лесхозы, потеряют статус юридических лиц и будут полностью зависеть от Киева, точнее, от тех олигархов, которые пытаются захватить одну из самых прибыльных экономических сфер. Кстати, так уже сделали с нефтяной и газовой промышленностью и последствия мы видим. Собственно, такая политика вызывает беспокойство. Потому что, с одной стороны, по требованию Европы приняли направление на децентрализацию власти, и здесь сосредотачивается немало как усилий, так и пропаганды, а вместе пытаются концентрировать экономику в определенных руках. Мол, вы там, на местах, себе управляйте, а вот реально властвовать те, кто имеет ресурсы и деньги. Тех, кто этому противится, пытаются нагло убрать. Больше всего возмущает, что с этими вещами столкнулись уже после революции достоинства, что нападения происходят на лиц, которые не задействованы в криминальных сделках, которые отстаивают интересы государства в целом, дают работу людям, развивают свои предприятия, соответственно, наполняют бюджет. И почему они должны работать и жить, оглядываясь через плечо?
Игорь Никорович