В последнее время все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о незаконной вырубке лесов. И интерес общества прикован именно к этой проблеме. Но мало кто догадывается, что у лесов есть и другие проблемы, возможно, даже опаснее чем «черные» лесорубы.
О том, что сейчас происходит в лесной отрасли и какое будущее ждет украинские леса, журналисты интернет-издания 112.ua побеседовали с временно исполняющей обязанности председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Кристиной Юшкевич.
Мы уже много слышали о незаконной вырубке лесов. Но борьба с незаконными лесорубами – это не единственное чем занимается агентство. Кроме вырубки, какие еще проблемы сейчас переживает лесная отрасль страны?
Сегодня мы столкнулись с проблемой усыхания лесов. Если раньше она носила исключительный характер, то сейчас проблема приобрела довольно таки угрожающие масштабы. Можем сказать, что площадь усыхания лесов, особенно ельников, ежегодно увеличивается почти на 8 тыс. га. И ситуация будет только ухудшаться.
Учитывая то, что в этом направлении у нас мало опыта, мы планируем к решению этой проблемы привлечь международных экспертов. Собственно, 15 сентября проведем конференцию, на которой обсудим проблему усыхания. А по завершению – подготовим программу и разработаем четкий план, как остановить эти патогенные процессы.
Ведь сегодня много спекуляций на этой теме. Экологи говорят, что деревья нужно лечить, хотя ученые утверждают, что это не даст никакого эффекта, и дерево просто засохнет. А сухостой – это одна из главных причин лесных пожаров. Поэтому, на наш взгляд, необходима комплексная программа замены насаждений.
А как вообще возникла эта проблема? Почему такими страшными темпами украинские леса начали усыхать?
Часть нынешних Карпат создана искусственно. Послевоенная советская Украина, для восстановления разрушенных городов и сел, требовала много древесины, и масштабы рубок были довольно таки внушительными. А потом срубы засадили лесными культурами. Впрочем, увы, в те времена при создании карпатских лесов не было учтено всю специфику почвенных и микробиологических условий. В результате мы получили недолговечные насаждения. И теперь столкнулись с проблемой патологических процессов, связанных с усыханием. А леса во всем мире считаются зеленым золотом. Поэтому, чтобы остановить этот процесс, мы должны проводить замену насаждений. Иначе наши дети будут любоваться не зелеными, а желтыми Карпатами.
Как агентство будет решать эту проблему?
Как я уже говорила, опыта в решении этой проблемы у нас практически нет. Поэтому собираемся вместе с украинскими учеными и зарубежными коллегами разработать план действий. Но могу с уверенностью сказать, что в первую очередь мы будем делать ставку на науку в этом вопросе, как это сделали наши соседи – белорусы. Они, пожалуй, единственные в мире, кто вегетативно пробует размножить дуб.
Мы должны пойти их путем. Привлекать молодых специалистов, ученых, которые помогут нам заменить лесные насаждения, адаптировать их к нашим климатическим условиям, сделать их более долговечными и восстановить лесной фонд страны.
Будем разводить и завозить к нам новые породы саженцев, создавать не однородные леса, а разновозрастные и разнопородные, которые считаются относительно вечными.
Однако, сейчас никто не может сказать, какие именно насаждения будут приспособлены к нашим условиям и как они себя будут вести через 40-50 лет. Поэтому, повторюсь, нам очень нужно развивать свою науку. Только такой подход гарантирует нам восстановление и сохранение украинских лесов.
В новой стратегии, которая разрабатывается, акцент будет на производстве комплексного использования лесных ресурсов. Мы инициируем переход от сплошных рубок главного пользования до постепенных и выборочных. Будет заложено расширение воспроизводства лесов, в том числе за счет естественного обновления. На мое глубокое убеждение, лесохозяйственное производство должно основываться на новых природосберегающих технологиях.
Речь идет об усыхании только карпатских лесов или вообще всех украинских лесов?
Кроме Карпат, проблема массового усыхания существует на большинстве территории Украины. И не только Украины, но и Европы. Это вызвано снижением уровня грунтовых вод. И для деревьев с поверхностной корневой системой такая ситуация стала критической. Деревья просто не получают необходимое количество воды. Это один из факторов усыхания, есть и другие, в частности вредители.
Также сегодня мы имеем много проблем на юге и востоке страны, где также много искусственно созданных лесов. Там ситуация еще хуже чем в Карпатах. Дело в том, что в 2016 году мы получили чрезвычайно малый бюджет. Из-за этого определенные направления деятельности и даже целые регионы остались без финансирования. А без средств мы рискуем не только потерять леса, но и уничтожить сельское хозяйство на юге страны.
Ведь, в свое время, в Херсонской области искусственно созданный лес дал возможность развивать в регионе сельское хозяйство. Леса подтягивали влагу для выращивания разного рода сельскохозяйственных культур, сдерживали песчаные бури, предотвращали эрозии почв. И сейчас в этих лесах мы тоже столкнулись с активизацией патологических процессов.
Но за неимением средств мы не можем вовремя реагировать и предотвращать распространение этой проблемы. Все наши предприятия – это отдельные юридические лица. Соответственно, законодательством запрещено передавать деньги от одного предприятия другому. Поэтому мы даже не можем финансово помочь предприятиям юга и востока. В результате, много хороших лесников, специалистов уволились в этих областях.
За лесами нужно следить, а в таких условиях это очень трудно сделать. Кроме того, леса этих регионов относятся к категории пожароопасных. Соответственно, если некому будет там проводить мероприятия по замене насаждений – деревья засохнут и могут вспыхивать, как спички.
Все, что зависит от нас, мы делаем. В частности мы разработали концепцию, а на ее основе разрабатываем целевую программу финансирования этих регионов. Она находится на стадии согласования. Надеюсь, что в ближайшее время ее примут, и мы решим эту проблему. Иначе просто рискуем потерять лесной фонд на юге и востоке страны.
Насколько я понимаю, для того, чтобы посадить новые саженцы, старые деревья нужно вырубить. Но экологи и общественные активисты говорят, что прикрываясь санитарными мерами, недобросовестные лесорубы вырубают здоровые деревья. Кое-кто даже предлагал ввести бессрочный мораторий на санитарную вырубку. Как вы собираетесь решить этот вопрос?
Санитарно-оздоровительную вырубку полностью нельзя запрещать. Это те меры, которые направлены как раз таки на сохранение лесов. Это неотъемлемая часть лесоустроительной работы. Конечно, есть люди, которые злоупотребляют этим. Выдают здоровый лес за больной и вырубают его целыми площадями. Но чтобы такие ситуации больше не повторялись, мы уже согласовали изменения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Этим документом регламентируются случаи, когда можно осуществлять сплошную санитарную вырубку леса. В частности сплошная санрубка будет разрешена только в случаях, когда идет массовое усыхание, или большой участок леса выгорел, или по лесу пронесся ураган и эти участки просто нужно зачистить для новых насаждений. В остальных случаях – сплошная санрубка будет запрещена. Предприятия будут переходить на выборочную санитарную рубку. Таким образом работают лесные хозяйства за рубежом. Кроме того, будет усилена ответственность за нарушение этих правил. Поэтому, могу с уверенностью сказать, что в будущем никто не сможет злоупотреблять этими мерами.
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»