Одной из причин, из-за которых ЕС отложил выделение финансовой помощи в размере 600 млн. евро, является мораторий на вывоз леспродукции из Украины. Эксперты утверждают, что элитная древесина – ясень, дуб, таки вывозятся из Украины, но под видом дров или пеллет. На этом наживаются и европейские фирмы, изготовляющие мебель и бумагу, и наши чиновники и пограничники.
Большая часть вырубок приходится на Карпаты, Волынь, Ровенщину, Черниговщину, Житомирщину, Винничину. Только за первые 6 месяцев 2016 года объемы незаконной вырубки в Украине выросли на 36%, что нанесло ущерб в размере 74 млн. гривен. Но это лишь официальные данные, составляющие не более 10% от реальных цифр. Около 60% незаконных вырубок здоровой древесины проходит под видом санитарных рубок.
— В документах указывают, что вырубка – это борьба с вредителями, причем сколько угодно, хотя они всегда были и большого урона деревьям не несут. У таких вырубок официальный статус, и под этим предлогом за границу вывозится большинство редких пород, — отметил Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра.
Борейко добавил, что в Кабинете Министров уже ждут подписи обновленные санитарные нормы, согласно которым в нацпарках и заповедниках запрещаются массовые рубки, а за каждую такую вырубку лесхозы обяжут открыто отчитываться.
На данный момент на ж/д путях в Закарпатской области стоит около сотни вагонов с ценной древесиной дуба и ясеня. По документам – только пеллеты и дрова. Начальник пресс-службы ОГА Закарпатья Ярослав Галас рассказывает, что раньше вагонов было намного больше.
— За это время через Чоп проехали всего несколько вагонов с бревнами сосны, которую можно вывозить. Это вагоны, переправленные из других областей. Как показала проверка, в Румынию, Италию, Чехию, Австрию под видом топливного материала вывозили 4-6-метровые колоды. Когда выясняли, в какие фирмы поставлялся лес, оказалось, что там ждали техническую древесину для изготовления бумаги, — говорит Галас, и добавляют, что сейчас по такой схеме вывозят лес через Буковину и Львовщину.
В столь масштабных схемах задействовано множество сторон – и лесничества, и иностранные фирмы, и пограничники. Бизнес выгодный. Например, с нерадивым лесником можно договориться и нарубить «дров» — с машины по 200 гривен. Если переправлять такие «дрова» за границу, можно озолотиться: вагон топливной древесины стоит около 1,6 тысяч евро, деловой – около 16 тысяч евро (бук, дуб).
Владимир Борейко рассказывает, что стоимость ствола одного дуба возрастом 300 лет составляет от 1 миллиона гривен. То есть можно продать один дуб и купить квартиру в Киеве. Больше всего на западе ценят бук, ясень, дуб, явор, из которых делают элитную мебель. Наименее ценна древесина хвойных деревьев.
Таким образом, страны ЕС хотят сами обрабатывать древесину, делать ее мебель и бумагу. Они не желают терять прибыль. Поэтому вряд ли приходится ждать, что европейцы поддержат наше стремление отправлять им хотя бы обработанные доски. Им выгодно скупать только кругляк.
по материалам news.finance.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»