На Закарпатье, где леса занимают наибольшую часть территории по сравнению с другими областями Украины, живо обсуждают возможную отмену моратория на вывоз необработанной древесины.
Закон действует больше года и, как утверждают областные власти, положительно повлиял как на экологическую, так и экономическую ситуацию в регионе. Правда, есть и скептики, которые считают: лес как вывозили, так и продолжают вывозить. А государственное регулирование необходимо совсем в другой плоскости, передает «Радио Свобода».
Председатель Закарпатской облгосадминистрации Геннадий Москаль обнародовал заявление, в котором призывает европейских партнеров «не ставить ультиматумов и не превращать Украину в сырьевой придаток». Он призвал народных депутатов от Закарпатья не голосовать за отмену моратория на вывоз необработанной древесины за границу.
Пресс-секретарь главы Закарпатской облгосадминистрации Ярослав Галас уверяет: реакция областной власти резко отрицательная.
— Мы видим, что профильный комитет по агропромышленной политике не одобрил отмену моратория. Скорее всего, через Верховную Раду он не пройдет, — говорит он. — Потому что это означало бы увеличение рубок леса и вывоз его за границу. Также предприниматели, которые в прошлом году с учетом вступления в действие закона о запрете вывоза «кругляка» завезли сюда предприятия, будут терпеть убытки.
По словам Ярослава Галаса, за период действия моратория (с 1 ноября 2015 года) поступления в бюджеты разных уровней на Закарпатье от лесхозов были вдвое больше, чем в других западных лесистых областях.
— Потому что те области продолжают вывозить за границу топливную древесину, за это не платят НДС. У нас древесина только для внутреннего рынка и соответственно НДС платится. Поэтому такая большая разница в поступлениях. У нас есть предприятия, которые очень давно работают и делают готовую продукцию. Это не только глубинная переработка древесины, она тоже разрешена, — объясняет пресс-секретарь главы Закарпатской ОГА Ярослав Галас.
Роберт Горват, народный депутат от Закарпатья ( «Блок Петра Порошенко») тоже категорически против отмены моратория. По его мнению, во-первых, надо учитывать экологическую выгоду, во-вторых — развивать собственную государственную экономику.
— Законопроекты, проголосованные в Верховной Раде об отмене пошлины на ввоз оборудования для деревообработки, должны намекнуть на это. Открываются заводы в приграничных областях по переработке, таких заводов должно быть больше, и мы должны переделывать кругляк в себя. Но в том количестве, которое позволит не нарушать экосистему Карпат , — отметил депутат.
Вопрос моратория на вывоз «кругляка» не имеет отношения к охране лесов или экологии. Это больше экономический и политический вопрос. Такое мнение высказала в комментарии Радио Свобода Оксана Станкевич, председатель РМЕО «Экосфера».
— Фактически, это перекладывание денег из государственного кармана в частный, — говорит она. — При этом, лесхозы становятся беднее, древесину, которую они продавали на внешних рынках, сейчас продают отечественным покупателям в два-три раза дешевле. Создается впечатление, что реализуется спланированная стратегия доведения государственных лесхозов к банкротству с целью дальнейшей приватизации. Политическая составляющая заключается в умении Украины придерживаться взятых на себя обязательств. Мы подписали Соглашения об ассоциации с ЕС и не можем вводить мораторий на экспорт, — комментирует Оксана Станкевич.
— Добавлю, что Украина на самом деле не является важным экспортером древесины в Европе, доля такого экспорта мизерная. Как вписывается в эту схему картинка «лысых Карпат»? Никак. Здесь действуют другие схемы. Фактически, это схемы злоупотребления о назначении сплошных санитарных рубок, нарушение правил отпуска древесины, сознательное занижение сортности древесины и другие коррупционные схемы, на которые мораторий не влияет, а наоборот, усиливает их роль. Ведь лесхозы, которые потеряли доходы из-за потери экспорта, вынуждены ждать другие источники доходов, и они всегда будут в лесу, — отмечает Станкевич.
Одна из местностей, где рубки видно невооруженным глазом — Воловец. Горы здесь почти полностью лысые. Михаил Попелич, селищанский голова, говорит, что разницы между соблюдением моратория или его отменой не видит. Как осуществляли вырубки до моратория, так это делают и во время запрета экспорта, жалуется он.
— В предыдущие годы, в начале 2000-х годов, мы думали, что многие вырубают. Вырубка сейчас идет еще больше. В поселке поэтому есть проблема, которая тянется с начала 2000-х: над нашим центральным водозабором вырубили почти весь лес. При осадках вода не останавливается, а сразу идет в наш водопровод, на полдня прекращаем подачу воды. У нас были и киевские проверки. Говорят, что это санитарные рубки. Весь Воловец в санитарных рубках. Теперь перешли на ждениевскую часть. Постоянно там конфликты с местным населением, люди перекрывают дороги. Рубки почти не прекращаются, — говорит глава поселка.
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»