На Говерле еще лежит снег. Но немного солнечных дней — и сотни туристов потянутся к южным воротам Карпатского национального природного парка с горячим желанием покорить самую высокую вершину Украины. Пока отказа не получил никто, но …
Ученые подсчитали, что допустимая нагрузка на прикарпатский склон Говерлы — 250 человек в день. Если пропустить больше, лес и горную долину просто истопчут. Охрана Говерлянского природоохранного научно-исследовательского отделения парка с ужасом вспоминает времена массовых, по пять-семь тысяч в день, набегов на гору сторонников одной из политических сил. Сломанные кусты и ветки деревьев, горы мусора, оборванные цветы.
Однако при условии соблюдения определенных правил пропускную способность маршрута, особенно если вымостить основную тропу, можно значительно увеличить. Надо только найти мецената, который оборудует первые сотню-две метров, а дальше привлечь к подъему камней туристов: бери краску, пиши на камне имя и получишь персональный кусочек дороги на Говерлу. Правда, для эстетики камешки придется класть надписями вниз.
Быть хранителями Говерлы — важная, но не самая главная миссия Карпатского НПП. Территория парка — как огромное корыто, на дне которого протекает Прут и живут люди. Его борта — это покрытые лесами горы. Когда идут дожди, то леса существенно уменьшают скорость воды, падающей с высоты, и растягивают во времени наполнения долины Прута. Ученые говорят, что эти леса водозащитные и имеют высокие противопаводковые свойства. Поэтому парк оберегает покой не только 23 тысяч граждан, которые живут на его территории, и многочисленных туристов, но и сотен тысяч людей на берегах Прута ниже по течению.
«А как же лысые склоны, которые я видел собственными глазами?» — строго насупит брови кто-то из тех, кто побывал на Яремчанщине (в Яремче расположена штаб-квартира парка). Есть такое, но парк здесь ни к чему. В его границы входят нижние и средние высоты. А покрытые лесом верха, которые тянутся до самых лугов, были и остаются в ведении лесхозов. Лесоводы ведут там и выборочные, и сплошные ( «лысые») рубки. Со всеми опасными паводковыми и другими последствиями для окружающей среды и людей. Да еще и везут срубленное лесовозами территорией парка, что тоже не улучшает ни состояния заповедных лесов, ни состояния дорог, ни отношение к парку населения и туристов, которые не очень разбираются, кто, зачем и за что.
Логика — и природоохранная, и экономическая, и сама по себе — подсказывает передать верховые леса от государственных лесхозов государственному же национальному парку. Подготовительную работу к этому экологи уже начали. Правда, лесники категорически против.
Позиция большинства чиновников не определена. Скоро как раз Прут выйдет из берегов и наделает бед, определенность появится, но зачем ждать?
А что местные общины? В целом они за парк, за сохранение лесов и их завещания. Ведь в Яремче, Микуличине, Татарове, Полянице, Ворохте люди научились хорошо зарабатывать на предоставлении туристских услуг. А турист хочет видеть лес, а не пеньки. Но есть одно «но». Расширение территории Карпатского парка и новый указ Президента, согласно которому все расширения проводят, люди поддержат охотнее, если наконец выполнен указ старый.
В конце своей каденции Виктор Ющенко подписал указ «О расширении территории Карпатского национального природного парка», по которому парк имел уступить тысячи безлесных гектаров своей территории, получив чуть больший участок ценных елей и пихт. Тысяча, которую должен был отдать парк — это не просто обведено циркулем круг или начертан на карте квадрат. Это сложнейшая мозаика из более 600 кусочков причудливой конфигурации, разбросанных вокруг шести местных советов, расположенных на территории парка.
— Понимаем, насколько важно выполнить указ, — говорит заместитель директора парка Александр Киселюк. — Я местный и хорошо знаю историю этого вопроса. Создавая в 1980 году Карпатский НПП, ему передали земли трех лесокомбинатов вместе с участками, которые формально хоть и принадлежали этим государственным лесопредприятиям, но фактически их еще со времен господства на Яремчанщине Польши использовали местные жители как пастбища, сенокосы, огороды. На многих из тех участков уже тогда стояли дома и хозяйственные постройки крестьян.
Ответственное в глазах людей за эту несправедливость государство, а точнее, государственное учреждение Карпатский НПП. Передав эти территории в земли запаса сельских, поселковых и городских советов, мы снимем социальное напряжение, ощутимо улучшим отношения с местным населением. А уже ради пусть решают, где, сколько, чего и кому из граждан принадлежит, пусть занимаются изготовлением правоустанавливающих документов и т.д.
Парк согласен передать эти территории, провел титаническую работу по согласованию что, где, какому совету и на какой площади будет передаваться. И неоднократно обращался к верхним эшелонам власти с просьбой такую передачу организовать законно. Движение начиналось, но постоянная смена должностных лиц, правительств не позволяют довести его до победного конца.
Попытки выполнить указ напоминают усилия Сизифа закатить на гору тяжеленный камень. Но наша жизнь — не миф, каждый из чиновников имеет четкие обязанности, а каждый политик — обязательства перед избирателями. А еще есть правопреемственность власти. Не успел довести важное государственное дело до конца тот или иной чиновник — должен завершить преемник.
Хотя надо признать, что в настоящее время задача усложнилась.
— С вступлением в силу закона о Государственном земельном кадастре, с созданием электронной кадастровой карты процесс изъятия земель, да еще и такой сложной конфигурации, без дополнительного землеустройства невозможен, — считает главный естествоиспытатель заповедника Игорь Купчак.
Новый закон определяет госземкадастра как единственную государственную геоинформационную систему сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевом назначении, ограничениях в использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями. Сведения кадастра вносят в публичную кадастровую карту. Карпатский национальный природный парк уже есть на этой карте, но границы участков, которые будут передавать, еще надо тщательно уточнять.
— Чтобы снять спорные вопросы, следует провести землеустройство, вынести границы парка в натуру (обозначить на местности) и внести эти сведения в Государственный земельный кадастр и реестр прав, — добавляет Игорь Купчак. — Это недешево, но для такого государственного дела — и недорого. Нужна сумма — ориентировочно 10 000 000 гривен.
Запросы на финансирование таких работ парк уже не раз подавал. Обратился с такой просьбой и в этом году. Сможет это решить самостоятельно Минприроды — замечательно. Нужно решение Кабмина — чуть дольше и сложнее, но тоже неплохо. Не важно, откуда и кто даст деньги, важно укрепить авторитет государства в этом горном регионе, усилить ключевую тамошнее государственное учреждение — Карпатский национальный природный парк, начать работу по укреплению противопаводковой системы в долине Прута.
Сергей Кубах,
эксперт проекта технической помощи Всемирного банка
«Содействие реформе лесного сектора в Украине»
— Пример Карпатского национального парка показательный, ведь имеем десятки НПП, у которых проблемы с организацией их территории и определением границ и оформлением прав на земельные участки. Это вопрос национального масштаба, решать который следует за отдельную государственную программу при поддержке международных доноров. Выгода от этого была бы и экологическая, и социально-экономическая, особенно для местных территориальных общин в условиях децентрализации. И это касается не только оформления крестьянских наделов, развития туризма и санаторно-курортного лечения, но и других аспектов сельского развития. Например, использование соседства с парками как бренда качества продуктов питания местных фермеров, создание кооперативов местных жителей для сбора ягод, грибов, их сбыта и тому подобное. Все это надо начинать с определения границ, организации территории национального парка и урегулирования земельных отношений.
По ситуации, сложившейся с реализацией указа Президента Украины № 215. Несмотря на то, что он называется «О расширении территории …», на самом деле речь идет о своеобразном обмене. Планировали изъять часть земель из постоянного пользования государственного предприятия «Делятинского лесное хозяйство» и предоставить их в постоянное пользование Карпатскому парку. Зато почти такую же площадь земель изъяли из Карпатского парка для их последующего предоставления гражданам. Все это делают по проектам землеустройства, которые необходимо разрабатывать.
По материалам ukurier.gov.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»