Темпы усыхания хвойных пород приближаются к катастрофическим.
Вопросы рационального использования и сохранения лесных ресурсов стали одной из топ-новостей в СМИ. Основное внимание приковано к конкретным злоупотреблениям, однако мало информации о более важных проблемах отрасли, ее состоянии и перспективах. Бесспорно, злоупотребления следует разоблачать, коррупционные схемы ликвидировать, а виновных наказывать. Этим должны заниматься правоохранительные органы совместно с общественностью.
Что оставим правнукам
Мы же предлагаем сосредоточиться на не менее важном для государства аспекте деятельности отрасли — современном санитарном состоянии основных в Украине лесообразующих пород — ели и сосне. К сожалению, здесь информационное пространство захватили различные пропагандисты и эксперты, не имеющие соответствующей квалификации и никакого представления о сложности функционирования лесных экосистем, однако легко делают прогнозы и находят виновных, вводя в заблуждение общество.
Как известно, леса выполняют экологические, природоохранные, социальные и экономические функции. Для оценки каждой из них существует методологическая и методическая основа. Здесь говорим только о лесах искусственно посаженных или сформированных естественным путем после вырубки коренных древостоев. Основная цель хозяйствования в них — получить деловую древесину после достижения стадии зрелости этих насаждений. Однако оценить экономическую выгоду можем только через длительное время — 70-100 или больше лет. Сейчас используем леса, посаженные дедами-прадедами, а эффективность нашего хозяйствования смогут оценить внуки-правнуки.
Между тем усыхание ели европейской в наших Карпатах можно характеризовать как экологическую катастрофу, а сосны обыкновенной на Полесье и других регионах — угрожающую.
Исходная позиция для анализа этого вопроса — то, что лесные экосистемы функционируют по биотическими закономерностями, на которые человек никак не влияет, а может лишь использовать приобретенные знания для формирования искусственных насаждений, их выращивания и эксплуатации. В зависимости от того, насколько правильно подготовим посадочный материал, засадим им обезлесненные территории, сформируем породный состав древостоя, обеспечим уход, — получим соответствующий результат. В идеале это высокопроизводительный и здоровый лес возрастом 100 и более лет, в ином случае — усыхающий в возрасте 50, 40 или даже 30 лет.
Взаимодействие факторов
Основа влияния на санитарное состояние лесов — взаимодействие экологических факторов: абиотических (климат), биотических (вредители и болезни деревьев), антропогенных (деятельность человека).
Первоочередные здесь глобальные климатические изменения. Потепление существенно влияет на все экосистемы, но в горных изменения самые чувствительные. Например, на верхней границе еловых лесов в Карпатах период активной вегетации сейчас начинается в среднем на три недели раньше. Заметно уменьшилась влажность воздуха, увеличилась континентальность климата, наблюдаются значительные аномалии режима снежного покрова.
Особенно уязвимы искусственно созданные одновозрастные еловые лесные культуры в полосе чистых и смешанных буковых лесов. Увеличение температуры воздуха и уменьшение количества осадков в летний период, а также недостаток влаги, обусловленный меньшей водоудерживающей способностью разреженных насаждений, негативно сказываются на деревьях. Такие условия способствуют развитию вредных насекомых и возбудителей болезней.
В целомв естественных лесных экосистемах все живые организмы в процессе эволюции приспособились к сосуществованию. Например, массовое развитие вредителей вызывает автоматическую регуляцию его численности путем увеличения их хищников. Однако такая ситуация наблюдается в хорошо сохранившихся природных лесах. В искусственно созданных насаждениях эти закономерности проявляются гораздо слабее.
Разговоры об активизации болезней и вредителей часто расценивают как аргументы лесоводов к проведению рубок. Однако некоторые из растительноядных насекомых (потенциальных вредителей леса) при благоприятных условиях, которые создаются после рубок, очень быстро увеличивают численность и могут быть причиной существенного повреждения лесов. Особенно ухудшается ситуация в искусственных лесах, создавали путем насаждения культур с питомников. Они обычно одновозрастные с доминированием одной породы. Такие насаждения наиболее уязвимы, потому что один вид способствует массовому развитию вредителей именно этой породы.
Скажем, еще недавно неизвестной угрозой хвойных лесов были стволовые нематоды. Эти круглые черви живут в древесине живых и засохших деревьев, поэтому защищены от воздействия окружающей среды. Телами они механически перекрывают доступ воды и питательных веществ через трахеиды к вершине дерева.
Значительный вклад в ухудшение состояния лесов делает и хозяйственная деятельность человека. Усыхание ели в Карпатах (у нас и у соседей — Польши, Словакии, Чехии и других) началось с производных спелых ельников, которые с конца XIX и до середины ХХ века создавались на месте буковых и пихтовых лесов, то есть на нижних высотных уровнях гор.
Причин несколько. На богатых почвах ель хорошо и быстро росла, однако оказалась неустойчивой, ее поражали корневые гнили, стволовые вредители. В лесах Львовщины площадь усыхающих ельников увеличилась от 2,5-3,0 тысячи га в 1990-х до почти 20 тысячи га в последние годы, а площадь очагов массового размножения короеда-типографа увеличилась соответственно от 150-400 га до 1500-1900 га .
Сосна творит лес
На слуху сейчас вопрос усыхания сосновых лесов, ведь это основная лесообразующая порода Украины. Здесь также процессы усыхания интенсивно проходят в искусственных лесах, которых большинство. Такие сосняки уязвимые к корневой губке. А сейчас еще и усилилось влияние насекомых-камбиофагов — короедов. Несмотря на небольшие размеры, они играют определяющую роль в процессах усыхания сосняков, ведь в течение вегетационного периода образуют одно — два поколения. Теплая погода, нехватка осадков, наличие ослабленных древостоев — эти факторы способствуют массовому распространению короедов.
Показательный пример — ситуация с верховым короедом. Он поселяется под тонкой корой в верхней части ствола и ветвях сосны. Самцы и самки прокладывают так называемые семейные ходы — от брачной камеры отходят 3-12 маточных ходов, от которых свои прокладывают личинки. В Европе верхового короеда считают одним из самых опасных. Вспышки его массового размножения могут длиться почти 10 лет. На теле короеды распространяют споры грибов-возбудителей синизны древесины. Мицелий этих грибов — хороший корм для стволовых нематод, которые совместно с грибами приводят к закупориванию трахеид в древесине, которыми в крону дерева переносится вода из питательными веществами. Совокупное действие этих факторов приводит к ускорению усыхания сосны. Кроме этого, грибные заболевания существенно ухудшают товарное и техническое качество древесины.
Слабая надежда на то, что короедов уничтожат дятлы, другие птицы и тому подобное. Этот предохранитель касается только первичных, не затронутых человеком экосистем.
Бытует мнение, что сосны, которые уже покинули короеды, не представляют опасности для насаждений. Однако на ослабленных и усыхающих хвойных деревьях развиваются жуки-усачи из рода Monochamus, которые переносят и распространяют стволовые нематоды.
Пути улучшения ситуации
Влиять на изменение климатических условий мы не можем, поэтому вынуждены к ним приспосабливаться и учитывать в хозяйственной деятельности. Однако есть меры, которые следует принимать для улучшения санитарного состояния лесов и в лесовосстановительных работах. Речь идет о гидрологическом режиме территорий, который является следствием осушения. На Полесье, Подолье, Прикарпатье и других регионах это проявляется в резком снижении уровня воды в колодцах, что свидетельствует о снижении уровня подземных вод. Многократное изъятие древесины из леса в карпатском регионе привело к значительной эрозии почв. В результате они стали еще более водопроницаемыми и не способными к такому уровню задержания воды, как прежде. В горных условиях на этот процесс в значительной мере влияет и стихийно сложившаяся грунтовая дорожная сеть, которая фактически превратилась в Гидросеть стока поверхностных вод во время сильных осадков. На значительных влажных или заболоченных территориях осушение стало причиной снижения уровня воды в Малом Полесье примерно на 1 м, что привело к исчезновению многих источников и лесных ручьев. Леса, которые еще сохранились на возвышениях рельефа, оказались в условиях дефицита влаги.
Негативно на водном балансе лесных экосистем сказывается и необоснованное или непродуманное разрежения древостоя. Малая сомкнутость деревьев способствует проникновению солнечных лучей под «палатку» леса, увеличивает физическое испарение с поверхности почвы. Поэтому общий принцип проведения рубок ухода должен предусматривать максимальное сохранение воды на лесных территориях, особенно в летний период.
Такие программы существуют в соседней Польше, начинают их внедрять в Беларуси, нужны они и в Украине.
Важно регулировать численность стволовых вредителей. Особое значение здесь имеет борьба с весенним поколением короедов. Для этого следует применять весь ассортимент мероприятий — вырубка и вывоз из леса свежезаселенных деревьев, использование феромонных ловушек, химическая защита заготовленной, но еще не вывезенной из лесу древесины. Иногда предлагают провести опрыскивание насаждений. Эта мера не даст достаточного эффекта — весной короеды выходят не одновременно, а после вгрызания под кору, и инсектициды на них почти не действуют. Кроме этого, токсичные препараты негативно повлияют на полезных насекомых.
Своевременная вырубка, вывоз на переработку, снятие и сжигания коры и веток свежезаселенных деревьев в течение мая — начале июня были положены в основу борьбы с усыханием ели в Польше. Результаты положительные, поэтому сейчас такие меры применяются в сосновых лесах страны. Но сначала польские лесоводы также получили значительную дозу критики и от «физиков», и от «лириков». Это и понятно: значительные вырубки усыхающих лесов на территории Западных Бескид, сопровождавшиеся дымовыми завесами от сжигания коры и веток, были причиной беспокойства населения. Тогда во время рубок в леса начали привозить журналистов, учителей, сельских войтов, которым лесоводы объясняли, с чем это связано. Сейчас на месте срубленных в 2005-2010 годах засохших производных еловых лесов поднялись молодые насаждения, в которых преобладают пихта, бук и другие лиственные породы.
Зато в Словакии под давлением экологов в усыхающих ельниках рубки прекратили. Там остались мертвые деревья.
В случае массового усыхания лесов хороший хозяин должен прежде всего пытаться получить древесину хорошего качества, которую можно реализовать по более высокой цене. Пораженная же часто пригодна только для переработки в целлюлозу, для получения дров, иногда как сырье для производства паллет. Сейчас констатируем неудовлетворительную ситуацию с хвойными хозяйственными лесами страны. В Карпатах — экологическая катастрофа, которая проявилась в повсеместном усыхании ели. Об этом мы предупреждали Госкомитет лесного хозяйства (настоящее Государственное агентство лесных ресурсов) еще 20 лет назад. К сожалению, наши аргументы не были услышаны, и, как следствие, санитарную ситуацию в еловых лесах уже не улучшить, их можно только переформатировать. Если руководство государства примет решение по широкомасштабному проведения лесохозяйственных работ, то используем значительную часть древесных ресурсов с соответствующим доходом в бюджет. Если останемся на нынешнем уровне проведения лесохозяйственных работ в соответствии с действующим законодательством, то получим разве что материал для отопления, то есть убытки. В сосновых насаждениях усыхание интенсифицируется, однако еще не достигло экологической угрозы. Если будет сохраняться нынешнее состояние ведения лесного хозяйства, то экологическая катастрофа наступит ближе десятилетием. Нет другого варианта, как немедленно воплотить в жизнь предложения ученых.
На конец
Сейчас значительная часть заготовленной древесины реализуется в виде кругляка, в частности в Европу. Однако экспорт сырья — это тупик. Стоит ориентироваться на опыт Швеции, которая также начинала с экспорта древесины в XIX в. Однако при этом активно создавала деревообрабатывающие предприятия, средства вкладывала в глубокую переработку — мебель, столярные изделия стоят намного дороже круглого лес или даже доски. Это также новые рабочие места, решение социальных задач. В конце концов, именно выполнение лесохозяйственных работ должно быть научно аргументированным и ясным обществу. Потому пустое место заполняют разного уровня эксперты, часто даже не могут отличить лесничество от лесхоза, а лесника от лесничего.
Николай Козловский,
директор Института экологии Карпат НАН Украины,
Владимир Крамарец,
доцент Национального лесотехнического университета
По материалам ukurier.gov.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»