Броварчанин Алексей Скочко – юрист, но есть у мужчины интересное хобби. Он превращает пни, оставшиеся после вырубки деревьев, в настоящие произведения искусства.
Алексей рассказал, что началось все случайно: шел с работы, увидел большой пень, и подумал, что было бы интересно сделать из его срезов столы. Владелец пня отдал его Алексею с радостью – ведь за утилизацию пришлось бы платить. Грузовиком перевезли гигантский кусок древесины в мастерскую под Броварами, оставшуюся мужчине от дедушки – и работа закипела.
Вначале корневую часть очистили от земли – и вес пня уменьшился с 2,5 до 1 тонны. Корень необходимо было распилить на части – вот здесь и начались проблемы. Дерево такого диаметра – 1,25 метра – никто не брался резать. И Алексей решил строить свою пилораму, потратив на это пол года. На маленьком пне работа шла хорошо, а на большом вновь возникли сложности. Пришлось совершенствовать инструмент, зато в январе прошлого года мужчина с напарником сделал первый срез. На создание собственной пилорамы потратил 25 тысяч гривен.
Не меньше сил потратил Алексей, чтобы высушить древесину. Остановились на вываривании в льняном масле – метод показался начинающим деревообработчикам наименее затратным и наиболее эффективным. Построили емкость на 200 л. Но оказалось, что у этого способа есть большие недостатки, — перекипев, масло превращается в олифу и сильно воняет. Даже после того, как масло застывало на поверхности стола, он издавал неприятный запах. Приходилось чем-то покрывать, а жирную поверхность ничем не покроешь. Единственный вариант – смола.
Поэкспериментировав, последние заготовки Алексей отдал в камерную сушку, где древесина высыхает за полтора месяца. Построили и аппарат для вторичной сушки — из фольги, а вовнутрь поставили две галогенные лампы. Стол отшлифовали и попробовали покрыть эпоксидной смолой. После этого поверхность изделия становится будто зеркальной. Для исправления недостатков освоили технику шлифовки и тонировки, а также засаливания, чтобы влага равномерно распределялась в древесине.
С одного пня получили двадцать срезов, из первых попыток удачными оказались только три столешницы. Первый стол Алексей оставил себе, вторую партию – 11 высушенных заготовок – недавно забрал из сушки. Всего за полтора года на строительство пилорамы, сушильной камеры, инструменты и материалы потратили 100 гривен. Все расходы поровну разделили с партнером.
Особенно столяру нравится то, что все изделия получаются «эко», но при этом деревья специально не уничтожаются. А бесплатное сырье найти несложно – было бы желание.
Когда были готовы первые столы, перед мастерами встала очередная задача – как продать все это. Пока что ни одного стола продать не удалось, хотя есть потенциальные покупатели.
Официально мастерская Zriz вышла на рынок в ноябре прошлого года на выставке «Все. Свои». Пробуют продвигать изделия через профиль в Инстаграм и Фейсбук, а до весны планируют запустить интернет-магазин. Также хотят разместить изделия на американской платформе для онлайн-продажи собственноручно сделанных товаров Etsy.
— На сайте будут четко указаны цены на тот или иной товар, — говорит Алексей Скочко. – Будет конструктор – заказчик сможет выбрать, какие ему нравятся ножки, или какой цвет он хочет. А продавать через соцсети мы не планировали, по моему мнению, это неправильно. Соцсети существуют для общения.
Для начала цену на один такой стол мастера определили на уровне 25 тысяч гривен. Продажа первых трех изделия не покроет начинающим бизнесменам расходов на производство. Но со временем мастерская будет расширяться, и цены поднимутся. К слову, сейчас цены на подобную мебель в Украине начинаются от 90 тысяч гривен.
По материалам atbrovary.org
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»