9 января Государственное агентство лесных ресурсов Украины по просьбе Всемирного фонда природы приостановило вырубки карпатских лесов. Однако принятое в Киеве решение еще не значит, что в горах умолкнут бензопилы.Следует постоянно заботиться о том, чтобы лес восстанавливался, а вырубки не приводили к сокрушительным экологическим последствиям.
Именно этим занимается «Лесная стража» — один из проектов Всемирного фонда природы (WWF), созданный в 2016 году при поддержке Финского фонда местного сотрудничества.

Ранее проект действовал в пределах Киевской и Львовской областей, однако с 2017 года при содействии Лесной службы США его расширили до Карпатского региона. В планах — расширение на Полесье.
 

На «Лесной встрече» во Львове волонтеры и активисты рассказали о главных проблемах лесного хозяйства, о том, как можно контролировать незаконные и нецелесообразные вырубки леса, а также как присоединиться к команде «Лесной стражи». Такие встречи запланированы еще в трех областных центрах Карпатского региона — Ивано-Франковске, Ужгороде и Черновцах.


Леса являются одним из приоритетов Всемирного фонда природы. В Украине он вместе с Фондом Михаэля Зуккова занимается поиском и сохранением ценных лесов — пралесов и старовозрастных лесов, а также обеспечением устойчивого менеджмента леса.
— Мы учим людей выявлять и фиксировать основные нарушения вырубок леса. О неправомерной деятельности свидетельствуют отсутствие границ вырубок и опознавательных знаков, указывающих, кто и для чего рубит деревья; сплав древесины потоками (трелевка леса), в результате которого в воду попадают горюче-смазочные материалы и остатки леса, а также засорение лесосек, — рассказывает Богдан Вихрь, кандидат биологических наук и Координатор волонтеров Львовщины проекта «Лесная стража».  Осенью и весной, когда хорошая погода и можно выехать в лес, мы проводим двухдневные тренинги для активистов. Рассказываем о базовых нарушениях и что делать после их выявления, например, как правильно написать обращение в государственные органы или как отследить по номеру машины, законно ли она перевозит лес. Желающих учиться много, поэтому мы отбираем участников на основе их мотивационных писем.

— «Лесная стража» сотрудничает с учеными лесотехнического университета во Львове, лесоводами из разных регионов Украины, с экспертами FSC-сертификации (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет) и другими специалистами, — говорит Богдан Вихрь. — Налаживаем контакты с природоохранными территориями Украины. Национальные парки, заповедники или ландшафтные региональные парки должны особенно тщательно соблюдать природоохранное законодательство, ведь они ответственны за сохранение лесов в первую очередь.
 

Богдан Вихрь отвечает за деятельность волонтеров во Львовской области. На странице в Facebook Богдан анонсирует выезд на проблемный лесной участок и просит приобщаться к событию. Часто активные граждане сами фиксируют нарушения — присылают фотографию с геотегами. С таким фото работает GIS-эксперт, который определяет, в каком именно квартале и выделении (система разделения территорий на отдельные участки) лесхоза расположен участок.После идентификации «часовые» ищут информацию об участке на официальных сайтах государственных предприятий или присылают официальные запросы.Если данных нет, то, скорее всего, вырубка сделана незаконно.

— Если есть нарушения, мы обращаемся к Государственной экологической инспекции, просим проверить деятельность лесного хозяйства и принять меры, — говорит Богдан Вихрь. — Недавно во Львовском государственном лесхозе среди букового леса мы нашли склад шин. Мы написали официальное письмо в Гослесхоз — участок почистили, мусор утилизировали. Еще один пример: в окрестностях Львова жители частных новостроек использовали прилегающий лес как свалку: вывозили туда строительный мусор. После нашего обращения Львовский лесхоз убрал участок и поставил шлагбаум.
 

— В «Лесную стражу» приходят люди, которые обычно уже имеют высшее образование и понимают, чего они хотят в жизни, — рассказывает Андрей Плыга, координатор волонтеров в Украине. Благодаря активистам в Киевской области в возрастных дубравах нашли орхидеи, которые являются краснокнижными растениями.Мы добились исключения из планов рубок десяти гектаров, однако судьба еще восьмидесяти гектаров до сих пор не решена.

— Каждый, кто ходит в походы в Карпаты, собирает там грибы и ягоды или просто гуляет по лесу, может присоединиться к «Страже», — говорит Маричка Закалюжна, координатор по коммуникациям лесного направления WWF. — В прошлом году незаконно рубили лес на территории лесохозяйственного предприятия «Галсельлес». Убытки составили 1,6 миллиона гривен. В лесах у Галивки мы наткнулись на около ста самовольно срубленных деревьев. Инспекторы Государственной экологической службы обследовали лесосеки и внесли каждое дерево в ведомость. Один из наших волонтеров уже год информирует нас о ситуации, а участники «Лесной стражи» выступают заявителями в судебном деле.

Участники «Лесной стражи» пытаются объяснить, что лес нужен не только для того, чтобы заработать деньги сегодня, что лес — это будущее. Вследствие масштабных вырубок в Карпатах увеличилось количество паводков и селей. Если засаживать леса несоответствующими видами деревьев, то они просто не смогут выживать. В Сколевском районе сейчас массово сохнет ель — мертвый лес. Деревьям трудно бороться против вредителей, к которым коренные леса имеют иммунитет.

Проект по идентификации и защиты старовозрастных лесов и пралесов в Украинских Карпатах длится с августа 2016 года, — рассказывает Анатолий Смалийчук, кандидат географических наук, представитель Фонда Михаэля Зуккова в Украине. — С украинской стороны партнером является Дунай-Карпатская программа WWF. Проект финансируется министерством окружающей среды Германии. На основе лесоустроительных материалов происходит отбор потенциальных участков, а дальше специалисты проверяют их на соответствие критериям.

WWF в Украине совместно с Институтом экологии Карпат НАН Украины, Научно-исследовательским институтом горного лесничества и другими организациями разработали методику идентификации лесов и старовозрастных лесов. Если участок не соответствует только одному критерию, он может быть идентифицирован не как пралес, а как старовозрастной лес. Если есть несколько проблем, например, следы промышленной заготовки грибов и ягод, выпас скота или более пяти пеньков на гектаре, или если площадь кластера менее 20 гектаров, территория будет удалена из списка лесов полностью.

В прошлом году Верховная Рада приняла Закон о пралесах, но, чтобы он заработал, нужны подзаконные акты, в частности методика идентификации старовозрастных лесов и пралесов, утвержденная Министерством экологии. Участки, идентифицированы в рамках проекта, могут получить статус памятников природы, на которых любая хозяйственная деятельность будет запрещена.

Общая площадь идентифицированных участков в пределах Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей составляет более 90 000 гектаров, — говорит Анатолий. — Во Львовской области есть только 2000 гектаров потенциальных участков. Посмотреть, где расположены такие леса, можно на карте «Старовозрастные леса и пралеса Украинских Карпат».

Анатолий Смалийчук отмечает, что недостаточно создать природоохранный объект. Его нужно в разумных пределах капитализировать, чтобы он мог приносить доход местному населению. Когда люди будут осознавать, что лес может приносить не только одноразовую пользу, что его не нужно рубить, а стоит хранить и показывать, тогда охрана пралесов и старовозрастных лесов будет эффективной.

 

 

По материалам tvoemisto.tv

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *