Ко многим проблемам украинских лесов несколько лет назад добавилась еще одна беда, масштабы которой поражают: через поражение сосновых насаждений жуком-короедом в Украине уже уничтожены сотни тысяч гектаров леса.
Не обошла эта беда и Житомирщину. Например, уже в конце ноября, в ГП «Овручский спецлесхоз» было зафиксировано сотни гектаров лесных массивов, где сосновые насаждения повреждены опасным вредителем.
Директор спецлесхоза Александр Иванович Шевчук рассказал об этой проблеме более подробно.
— Чем можно объяснить усыхание сосновых насаждений, которое наблюдается в последние годы?
— Наблюдательные ценители природы уже не впервые обращаются к нам с просьбой объяснить, почему в последнее время в лесу стало много рыжих и сухих сосен.
Кстати, чтобы заметить рыжие ячейки среди зеленеющих хвойных, не надо ехать слишком далеко в лес. Поднимите головы вверх, проезжая по автодорогам района, и увидите, что деревьев с красными верхушками или без хвои и коры немало среди здоровых насаждений.
И этому явлению есть научное объяснение. По мнению ученых и лесоводов (в этом мнения совпадают), основной причиной усыхания сосновых насаждений в условиях украинского Полесья является поражение верховым короедом и трахеомикоз (посинение древесины) хвойных пород, массовое развитие которых вызвали высокие летние температуры воздуха в течение последних двух лет и вызванная этим фактором засуха . Земля потеряла очень много воды. У нас фактически не стало болот. А лес, как живой организм, испытывает недостаток воды очень тонко. В таких условиях он практически не способен бороться с насекомыми-вредителями.
— Логично возникает вопрос: к 2014 году короед в лесах тоже был, но почему именно сейчас ситуация стала настолько критической?
— Конечно, усыхания были, но не в таких объемах. Мы проводили санитарные рубки, поэтому проблема была локальной.
Но сейчас, в связи с изменением климатических условий, лес очень ослаблен. Как к ослабленному человеку цепляются все болезни, так и к лесу. Не ослабленное дерево может себя защитить, а ослабленное нет.
Изменился существенно и температурный режим. Уже с середины апреля короед начинает активное заселение сосны в возрасте от 40 лет, и ему хватает лишь одного месяца, чтобы убить дерево.
Такая ситуация осложнялась из года в год. Лес ослабевал после каждого засушливого лета. Помните, даже в колодцах вода исчезала, и это на Полесье.
А думаете, что проведенная полвека назад мелиорация не дала о себе знать? Все лесные насаждения как раз такого возраста. Все к тому шло.
Хочу добавить, что биологически хвойные деревья в здоровом состоянии способны самостоятельно бороться с вредителями, которые их атакуют. И этот механизм заключается в том, что на месте повреждения дерева насекомым немедленно выделяется смола, которая блокирует место «атаки». При дефиците воды деревья ослабляются, и если вредителей много, дерево не успевает блокировать все повреждения насекомых. В таком случае массированное нападение позволяет короедам преодолевать защиту даже самых жизнеспособных деревьев. Кроме того, они являются распространителями специфических болезней.
В период тишины мы все рубки останавливали. А это как раз на руку, как говорится, жуку-короеду, потому что вылет начинается при температуре +16, а «работать» он начинает при устойчивом повышении температуры +6, через 3-4 недели короед оставляет отработанное дерево и мигрирует на другие деревья.
Следовательно, только за прошлый год вредителем в угодьях ГП «Овручский спецлисгосп» повреждено 920 га леса. О чем еще можно говорить?
— А может еще и другие насекомые наносят ущерб сосновым деревьям?
— Хочу сказать, что этот вопрос в течение конца 2015 и началу 2016 г. изучался Украинским научно-исследовательским институтом лесного хозяйства им. Высоцкого, а именно его полесским филиалом, который расположен в г. Житомир. Исследование проводила группа ученых во главе с кандидатом наук В.А. Бородавкой. В результате исследований ученые пришли к выводу, что основным вредителем, который поражает деревья, в настоящее время является именно верховой короед, а за ним следуют вторичные в т.ч. шестизубий короед, который повреждает наиболее ценную часть ствола снизу вверх в зоне толстой коры, и еще кстати, переносит споры грибов, они в результате повреждений вредителя попадают в дерево и вызывают заболевания деревьев микозами, то есть «закупорку сосудов», в результаты и чего древесина «синеет ».
— Известна эта проблема власти?
— Да, известна. В прошлом году на базе ГП «Овручское лесное хозяйство» проходил научно-практический семинар, где всем присутствующим, в том числе и представителям власти, был показан «механизм» усыхания деревьев, продемонстрировано вредителей, которые являются первопричиной поражения деревьев. После этого провели учет «очагов» поражений с нанесением их на картографические материалы и прислали своему отраслевому управлению. Наши обращения по этому поводу были и к областной власти. Однако должен заметить, что с тех пор ситуация не улучшилась. Очагов стало больше, кроме того площади их значительно расширились.
— А есть ли какие-то методы борьбы с данным вредителями, например, способом опрыскивания или каким-то другим?
— К большому сожалению, применить метод опрыскивания не удастся, поскольку он неэффективен, так как данные вредители не питаются хвоей деревьев, а мягким камбиального слоем, который расположен между корой дерева и самой древесиной, нарушая при этом «кровообращение» дерева. Поэтому опрыскивание не даст желаемого результата, а приведет только к химическому «отравлению» территории, химикаты же попадут на ягодники и грибницы. Единственным способом борьбы с данным заболеванием является проведение рубок. При этом ученые рекомендуют проводить вырубку не только сухих, но и зеленых деревьев, окружающих «очаг», потому что на практике они уже заражены вредителем.
— Почему же не проводится рубка? Самым эффективным методом борьбы с вредителем в настоящее время является проведение СОЗ (санитарно-оздоровительные мероприятия), а именно сплошной рубки «очага» вредителя с утилизацией (сжигание или измельчение) порубочных остатков, которые обычно заселены короедом. Так как применение в ячейках усыхания выборочных сан рубок с удалением свежего и старого сухостоя, по действующим Санитарными правилами, малоэффективны. Но действующие Санитарные правила в лесах Украины не позволят проведение сплошных санитарных рубок. По этим правилам сплошные санитарные рубки назначаются в насаждениях, полнота которых, по результатам оценки санитарного состояния древостоя, после рубки будет составлять ниже 0,1 (для рядового гражданина — это 40-60 деревьев на гектар), при этом деревья 3-й категории санитарного состояния в рубку НЕ отводятся, а они находятся в очаге усыхания свежезаселенными жуками и требуют рубки в первую очередь. Да и комиссионно бумажное оформление разрешительных документов занимает много времени.
А время не терпит. Данный вредитель ведет себя очень агрессивно. Я лично заметил, что есть места, где в течение 1,5-2 месяцев здоровое насаждения погибает полностью. Поэтому, ожидая разрешения на проведение рубок, мы тем самым способствуем распространению этой напасти на новые территории.
— Верхушечный короед разгулялся не только в овручских лесах, но и в соседних белорусских?
— В Украине первыми забили тревогу житомиряне. Это было в конце 2014 — начале 2015 годов. Тогда в Малинском лесничестве были зафиксированы большие площади массового усыхания лесов.
Действительно и в других странах этот вредитель уничтожает лес, но … Например, возьмем Беларусь. Там борются всем государством и этот вопрос находится на контроле власти постоянно. Раз в неделю о ситуации докладывают даже президенту.
При этом в соседней стране все возможные ресурсы были направлены на ликвидацию последствий усыхания лесов, пораженных короедом. На законодательном уровне там сделали все необходимое, хотя тоже был сопротивление экологов, но все необходимые дополнения в законы поподписывали, изменения в Санитарные правила внесли. Мы же у себя в Украине рассказываем, убеждаем и … теряем время. Я уже не говорю об экономике и о том, сколько будет потеряно поступлений в бюджет.
Усыхание сосновых насаждений — это, в первую очередь, экологическая беда. Но мы не можем отрицать, что для наших бюджетов это тоже будут серьезные потери. Если вовремя ликвидировать пораженные деревья, не допускать разнесения этой заразы на здоровые деревья, то с одного гектара спелого леса почти 40 000 гривен поступит в бюджет, плюс государственные предприятия заплатят налоги на всех уровнях. А если не сделать своевременно санитарных мероприятий, то получим в десять раз меньше. За дрова заплатим в казну около 4 тысяч гривен.
— Иногда приходится слышать, что под предлогом борьбы с короедом будет вырубаться и здоровый лес.
— Для таких регионов, как Овруччина, вполне хватает спелого леса, то есть рубок главного пользования. Проще говоря, нам хватает спелого яблока, поэтому эти гнилые, получаемые в результате санитарных рубок, по большому счету нам совсем не нужны. Но мы должны их осторожно вырезать, потому что они опасны. Все санитарные рубки или рубки ухода являются убыточными. И они всегда финансировались из госбюджета. И уже несколько лет нет финансирования на них вообще. У нас это еще полбеды, мы как-то выкрутимся.
А взять Восток, где нет таких лесов и где ни копейки финансирования государство не дает? Сегодня наш лесхоз должен сам подумать, где взять посадочный материал, чтобы на месте больного леса посадить новый. Где взять людей, чтобы посадить культуры, присмотреть, откуда финансировать все это, если есть у больного гектара минус 10 000 гривен? Вот над чем должны подумать те, кто это говорит, а не о том, правильно лесник рубит пораженную короедом сосну или нет.
Тем более, что сегодня лесоводы, наверное, как никто, открытые для общественности. С планами всех рубок, которые планируются на год по предприятию, можно ознакомиться в дирекции лесхоза. Планы санитарно-оздоровительных мероприятий и рубок главного пользования подписываются в сельских советах. Любой человек может увидеть, что и где рубится, а также где планируется рубить. Езжайте, смотрите, даже с лесником на отводы идите.
— На месте больных древостоев надо высадить новый, менее уязвим к болезням лес.
— Да. Сейчас над этим и работает коллектив ГП «Овручский спецлесхоз». Ведь лес должен быть наиболее привязан к природной среде. Он сам знает, как ему расти. И устойчивее леса, чем тот, что сам вырос, нет. Поэтому ведение лесного хозяйства должно максимально быть приближенным к естественному, кто бы что не говорил. Лучше, чем природа, никто не создаст. А уже поддерживать санитарное состояние в лесу, правильно хозяйствовать, получать с одного гектара висококубатурные, високобонитетные леса — это задача наша. Мы же когда сеем поля, хотим чтобы были хорошие сорта, хорошие семена, чтобы собрать лучший урожай. То же самое и с лесом. Кстати, на 2018 год мы запланировали посадить новые леса на 110 га, в том числе на 50 га намерены создать новые насаждения путем естественного возобновления.
С этой целью в настоящее время в питомниках и теплицах выращиваем 1,6 млн. сеянцев древесных пород, которых хватит, чтобы залесить необходимые площади. И будем делать все для того, чтобы зеленое богатство родного Полесья только росло.
По материалам zt-lis.gov.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»