Четверо украинских лесников ездили знакомиться с ведением лесного хозяйства в Турцию. Трое – из Херсонской, Одесской и Тернопольской областей, а также главный лесничий Оникеевского лесхоза Кировоградской области Людмила Поркуян, которая поделилась впечатлениями о трехдневном изучении опыта организации лесоразведения и проведения рубок ухода в одном из самых лесистых регионов Турции — Болу.
– Людмила Ивановна, почему именно вы от области поехали в Турцию?
– Это вопрос к управлению. Но наше предприятие занимается и рубкой, и вопросами возобновления участков после проведения рубок. Именно об этом нам рассказывали и показывали это в Турции. Хочу сказать, что вообще для меня это был джек-пот.
– Почему? Что необычное вы увидели? Чем отличается возобновление леса по-турецки от наших методов?
– Они возобновляют лес естественным способом. Там не создаются лесные культуры, как у нас: рядами выращивается посадочный материал, который затем пересаживается. Там применяют такой способ гораздо реже. Нельзя сказать, что естественный метод возобновления леса можно применять везде. Там же совсем другие климатические условия. Но было очень интересно посмотреть, как они проводят эти мероприятия.
Мы были в наиболее лесистом регионе – территория леса составляет 65 процентов. И это горная местность. Там растут хвойные – сосна и ель. Но сосна у них красная, у нас такой нет. Было бы интересно привезти ее семена к нам, и я об этом спрашивала, но перевозить через границу семена запрещено.
– Вам хватило трех дней все посмотреть и узнать?
– Конечно, нужно больше. У нас была масса вопросов. Но это все-таки был не семинар, а ознакомительная поездка. В первый день были лекции в конференц-зале, презентации. А последующие два дня мы выезжали непосредственно на лесные участки.
– Какая там техника? Кто работает с лесом? Есть что-то схожее с нашим?
– Не могу сказать, что я увидела что-то абсолютно новое, незнакомое. Дело в том, что ведение лесного хозяйства – это отрасль, в которой новшества не случаются через год-два. Например, возьмем дуб. Полный цикл от всхожести до того момента, когда он считается спелым по техническим качествам, длится минимум сто лет. Исследования ведутся столетиями, нужно собрать семена, высеять их, вручную ухаживать и так далее. Мы там, в Турции, повторяли, что все эти этапы подтверждены и доказаны веками, а не десятилетиями.
Было интересно увидеть, что маленькие деревца, которые сильнее других, толще в диаметре, выше, в возрасте 20-30 лет в натуре отмечают краской и постоянно за ними наблюдают и ухаживают, чтоб именно они создавали самый лучший технически спелый лес.
– Какой опыт удалось перенять и привезти сюда?
– Дело в том, что даже один наш лесхоз находится в двух лесорастительных условиях. Протяженность его примерно полтысячи километров. Даже в нашем лесхозе условия для выращивания леса разные. Одно лесничество не делает того, что делает другое, потому что там степь, а там лесостепь. А если сравнить Украину и Турцию, отличия разительные. Но самое важное и ценное – это общение с коллегами.
Мы, украинцы, сошлись на том, что турецкий лес напоминал нам Крым. Горная местность, те же растения. Не могу сказать, что увидела что-то абсолютно новое. Дуб скальный я видела, но у него не такая технически пригодная древесина, как у нашего дуба обыкновенного. Но мы изучали опыт выращивания именно технически качественной древесины.
– Как повлияет поездка на вашу работу в лесхозе?
– Здесь есть нюанс. Вот мне был интересен их способ рубок, когда деревья вырубаются постепенно. У нас есть такой способ, но для нашего лесхоза утверждены сплошные рубки. Хотя сегодня и у нас актуален вопрос перехода на постепенные и выборочные рубки.
Знаете, на чем мы там все сошлись? Ответственное отношение к своей работе – залог успеха.
– Вы уже делились увиденным с коллегами?
– Делилась и еще не раз буду об этом рассказывать.
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»