Законом Украины от 10.07.2018 №2497-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» была внесена поправка, предусматривающая земельный налог на все лесные земли Украины.
В последнюю перед отпуском сессионную неделю, голосуя за, казалось бы, далекий от лесной отрасли закон, был фактически вынесен приговор лесному хозяйству Украины, деревообработке, охотничьему хозяйству и всем причастным к этим отраслям.
Как было?
По предварительной системе налогообложения взимался налог за лесные земли как составляющую рентной платы. Объектом налогообложения рентной платой за специальное использование лесных ресурсов была заготовленная древесина в древостоях старше 40 лет и второстепенные лесные материалы, побочные лесные пользования и использование полезных свойств лесов (рекреация, спорт, оздоровление и т.д.). При этом сумма налога в лесах Государственного агентства лесных ресурсов Украины составляла 900 млн грн, из которых 50% вносились в государственный бюджет, а 50% в местный. Составляющей этого налога был и земельный налог.
Чистый земельный налог поступал в местный бюджет, исчислялся на нелесные земли, есть в составе земель лесного фонда, на которых размещены сельскохозяйственные угодья, сооружения и админздания предприятий лесного хозяйства, линии электропередач и т.
Новые изменения
Изменения вносятся в пункт 273.1 статьи 273 Налогового кодекса Украины. При применении новых норм, кроме рентной платы, предполагается на все лесные земли еще один налог (фактически это двойное налогообложение).
Введение нового земельного налога на все лесные земли Украины приведет:
1. К необходимости налогообложения земель, находящихся в стадии создания древостоев (не сомкнутые лесные культуры, срубы, прогалины) или на которых растут насаждения до 40-летнего возраста, и в которых невозможно получить древесину, пригодную для реализации, то есть выгоднее выращивать сельскогохозяйственные культуры, чем лес.
2. Налогом будут облагаться все защитные леса южных и восточных областей степной и лесостепной зон, которые уже и так последние три года находятся без бюджетной поддержки, где освободилось 50% работающих, а площадь лесных пожаров с каждым годом увеличивается.
3. Налогом будут облагаться леса с ограниченным лесопользованием — в заказниках регионального и местного значения, других объектах природно-заповедного фонда.
При общем объеме реализации почти 14 млрд грн за 2017, общая сумма налогов и других обязательных платежей предприятий лесного хозяйства — более 5 млрд гривен. Дополнительный земельный налог прибавит к этой сумме от 3 до 10 млрд грн, в зависимости от решения местных общин.
В таком случае это приведет:
1. До подорожания минимум в 1,5-2 раза древесины, реализуемой на рынке.
2. Из-за высокой стоимости древесины большинство предприятий деревообрабатывающей промышленности будут остановлены, а поэтому прекратят работу и лесохозяйственные предприятия.
3. К рискам увеличения интенсивности рубок, что может негативно повлиять на повышение производительности, улучшение качественного состава лесов и сохранение биоразнообразия в лесах.
4. К значительному увеличению стоимости содержания охотничьих хозяйств.
Такой системы налогообложения, как предусмотрено данной поправкой, с учетом остальных налогов, которые уже выплачиваются, нет в ЕС и развитых странах мира.
В связи с этим, к руководству государства обратились ученые, общественный совет при Гослесагентстве, Всеукраинская общественная организация «Общество лесоводов Украины», Ассоциация «Мебельдеревпром», Украинская ассоциация деревообрабатывающего оборудования и Украинское общество охотников и рыболовов.
Подписанты обращения предлагают отменить внесенные изменения в законодательство, а для исправления ситуации принять необходимые для развития лесного хозяйства законопроекты.
«Считаем, что создание фонда финансирования лесного хозяйства согласно Указу Президента Украины №381 / 2017 от 21 ноября 2017 и проектов законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно усовершенствования механизма финансового обеспечения лесной отрасли)» № 8239; «О внесении изменений в пункт 256.3 статьи 256 Налогового кодекса Украины (относительно финансового обеспечения лесной отрасли)» № 8240; «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год «(относительно финансового обеспечения лесной отрасли)» № 8246; «« О внесении изменений в Лесной кодекс Украины (относительно усовершенствования механизма финансового обеспечения лесной отрасли)» № 8238 могли бы решить вопрос финансирования осуществления комплекса мероприятий по охране, защите, расширенного воспроизводства лесов Юга и Востока, а в местные бюджеты можно направить 100% платы за специальное использование лесных ресурсов», — говорится в обращении.
Государственное агентство лесных ресурсов Украины поддерживает указанные волнения и предложения ученых и общественности.
В некоторых областях местные общины уже начали принимать решения по максимальному (5% нормативной стоимости 1 га лесных земель) процента уплаты нового налога.
В связи с этим, Гослесагентство обращается к народным депутатам Украины с просьбой создать рабочую группу в парламенте для быстрой наработки необходимых изменений, чтобы спасти лесное хозяйство Украины.
По материалам dklg.kmu.gov.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»