Зима не за горами, сельчане Херсощины спешат запастись дровами, пока есть более-менее дешевые варианты, да и вообще – пока дрова есть. За куб сосновых горельников здесь просят около 500 гривен, за акациевые дрова – 700-800 гривен, и это – без учета транспортных расходов.
Не так уж и дешево, учитывая нынешние зарплаты и пенсии. Казалось бы, есть выход – рубить сухостой, которого немало в здешних краях, и который не рубят лесхозы.
— Хочу запастись дровами и посматриваю на трухлявые оливковые деревья в посадке. Но пилить боюсь. Слышал, сейчас меры наказания ужесточились, и за незаконную вырубку деревьев сажают на четыре года. Ну а как мне обогреваться, если я выживаю на зарплату сторожа в две тысячи гривен? – говорит один из сельчан.
Сельчане боятся не зря. В 2013 году, к примеру, был случай, когда пенсионер срубил в Олешковском лесхозе 41 акацию. Сумму ущерба оценили в 30 тысяч гривен, дали 2 года тюрьмы, но позже, ввиду преклонного возраста подсудимого, заменили наказание испытательным срокам. А в 2014 году безработный в Великоалександровском районе спилил 28 вязов и акаций на территории лесхоза. Мужчины искренне раскаялись: рубили не на продажу, а на обогрев, денег нет.
Но недавно в Уголовном кодексе появились суровые санкции за вырубку, перевозку, сбыт и хранение незаконно вырубленных зеленых насаждений. За эти действия предусмотрено наложение штрафа в размере 17 000 – 25 500 тысяч гривен, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет.
Но если речь идет о вырубке не здоровых, а сухих деревьев, которые, по здравому смыслу, не можно, а нужно рубить?
— Такой возможности у населения нет. Санитарную вырубку вправе делать лесхоз, однако в связи с отсутствием финансирования у нас отсутствуют плано-картографические материалы лесоустройства. Они являются основанием для вырубки деревьев и других мероприятий, — говорит Мария Гомечко, и.о. директора госпредприятия «Херсонский лесхоз». – Когда у нас была возможность, мы так и делали (продавали населению дрова после рубок ухода). А сейчас ни сами пилить не можем, ни людям разрешения выписывать.
В 2016 и начале 2017 года сотрудники лесхозов Херсонщины нищенствовали. В дальнейшем помогли коллеги из лесистых регионов, которые могут зарабатывать на древесине. Они предоставили безвозвратную финансовую помощь, и лесхозы Востока и Юга Украины смогли выплачивать работникам хотя бы минималку. От государства не получили ни копейки.
Заготовка дров могла бы хоть немного поддержать финансово лесхозы, но и ее проводить возможности нет. Ни себе, ни людям.
по материалам grivna.ks.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»