Можно ли сохранить запрет экспорта древесины без нарушений норм ВТО? На этот вопрос попыталась ответить Юлия Хорт, член Парламентской экспертной группы, передает «Український лісовод».
Депутаты в очередной раз пытаются решить коллизию с законодательством о запрете на экспорт лесоматериалов — в общем, подход правильный, но опять законодатели не вчитались в нормы международного права.
Итак, имеем очередной законопроект, который призван был бы урегулировать проблему моратория на экспорт леса (напомним, это очень острый вопрос в отношениях между Украиной и ЕС, поскольку сам мораторий был введен с нарушением всех возможных обязательств Киева в этой сфере).
И этот последний законопроект сделан с теми же ошибками, что и предыдущие.
Речь идет о законопроекте №6035 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов экономической политики». Им предлагается отменить временный запрет экспорта лесоматериалов, ввести государственную регистрацию внешнеэкономических договоров на такой экспорт и временно, до 1 января 2020 года, установить вывозную пошлину на эти лесоматериалы в размере 15% от их стоимости.
Авторы законопроекта считают, что такие меры урегулируют проблемные вопросы в отношениях Украины и ее партнеров по международным соглашениям — с ВТО и ЕС.
В то же время, Соглашением об ассоциации с ЕС предусмотрено, что стороны не должны вводить любые вывозные пошлины (статья 31). Также документ предусматривает, что ни одна из сторон не должна вводить или сохранять любые запреты или ограничения на импорт какого-либо товара другой стороны или экспорта любого товара (статья 35).
Действительно, из правил есть исключения — в статье 294 настоящего Соглашения отмечается, что с целью содействия устойчивому управлению лесными ресурсами «стороны обязуются работать вместе для улучшения правоприменения и управления в лесной отрасли и способствовать торговле легальной и постоянной лесной продукцией».
Также положения ГАТТ / ВТО, которые позволяют определенные ограничения экспорта ради «сохранения природных ресурсов, исчерпываются, если такие меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления».
На самом деле никто не отрицает — существует острая проблема сохранения лесов в Украине, и наша страна могла бы воспользоваться правилами ГАТТ, но законодателями не соблюдено главное условие: ограничение экспорта возможно лишь при условии введения соответствующих ограничений внутреннего производства и внутреннего потребления лесоматериалов.
Это условие вновь проигнорировано.
Инициатива ввести государственную регистрацию только внешнеэкономических договоров в этой сфере не соответствует принципам экономической политики ЕС, направленной на устранение лишних барьеров и дерегуляции предпринимательской деятельности.
К тому же законопроект не согласуется с п. 13 Меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и ЕС как кредитором и не соответствует кредитной сделке между Украиной и Евросоюзом (относительно получения Украиной макрофинансовой помощи в сумме до 1 миллиарда 800 миллионов евро).
Как известно, условиями выделения второго транша кредита предусматривается необходимость воздерживаться Украине от внедрения новых мер, ограничивающих или искажающих торговлю, в соответствии с обязательствами Украины перед ВТО.
То есть невыверенные законодательные инициативы эквивалентны не только имиджевым, но и финансовым потерям.
И декларируемую цель — урегулировать отношения с ЕС и ВТО в проблемном вопросе — законопроект не решает.
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»