Полтавскую область не назовешь лесной областью — в соседних Сумской и Черниговской лесные массивы пороскошней. Это связано с климатическими особенностями. Чтобы хоть немного увеличить лесистость края, лесоводам Полтавщины приходится много работать.
Поэтому за последнее десятилетие лесистость этой центральной области увеличилась с 8 до 9,2%. Вроде немного, а на самом деле это 14 000 гектаров новых лесов. Больше за это время не посадила никакая другая область в Украине.
Полтавщина входит в десятку областей, где лес лучше охраняют от пожаров, браконьеров, самовольных рубок, вредителей и болезней. Как это удается, рассказывает начальник Полтавского областного управления лесного и охотничьего хозяйства заслуженный лесовод Украины Юрий Тараненко.
— Юрий Николаевич, наступила осень, самое время подводить итоги работы.
— За восемь месяцев все наши лесхозы сработали на отлично. Самое главное, что сохранили работников, без задержек платят заработную плату и налоги. За отчетный период мы перечислили в бюджеты 90,4 миллиона гривен — на 21,1 миллиона больше, чем в прошлом году. Это несмотря на то, что последние три года государство нас финансово не поддерживает. Зато нас поддерживают в области. В этом году областной совет предоставил нам почти 4,2 миллиона гривен на противопожарные мероприятия. Потому что в прошлом году в области сгорело 124 гектаров леса. В этом году — 3,98 гектара. Не пустить в полтавские леса красного петуха помогли работники государственной лесной охраны, ГСЧС, органов местного самоуправления, сельхозпредприятия, с которымы поддерживаем тесный контакт.
В полтавских лесах сохраняется высокий уровень пожарной опасности. Чтобы предотвратить пожары, используем камеры видеонаблюдения, проводим рейды. В этом году провели их более тысячи. Для профилактики выступаем на телевидении, радио, в газетах. Это дает эффект.
Боремся с незаконными рубками, которых все больше. От них страдают и крупные массивы, и бесхозные лесополосы, которых на Полтавщине 15000 гектаров. Воры древесины действуют нагло, но вместе с правоохранителями, другими соответствующими службами, общественностью мы их обнаруживаем. На сегодня зафиксировали 24 случая самовольных рубок, это более 400 кубов срубленного леса. Все материалы на злоумышленников передали в правоохранительные органы. Те из них, вина которых доказали, возмещают убытки государству.
— Полтавскую называют лесокультурной областью.
— И это правда, ведь мы вместо каждого срубленного гектара леса высаживаем 1,5-2 гектара нового. Засаживаем молодым лесом не равнины, а неугодья: балки, овраги, склоны, заболоченные места, супеси. Года три назад залесняли по 1,5 тысячи гектаров ежегодно. Теперь меньше, несмотря на то, что у нас есть и собственный посадочный материал, люди, техника. Потому что нам не передают землю под облесение. Очень сложно получить в постоянное пользование земли запаса сельских советов.
В области 25000 гектаров земель коллективной собственности, ни за кем не закрепленных. Законопроект об упрощении механизма передачи этих земель длительное время лежит в Верховной Раде, но до сих пор решение не принято. Хорошо, что Госгеокадастр и органы местного самоуправления содействуют нам, и мы ежегодно получаем почти 300 гектаров таких земель под облесение. Но 1,5 тысячи гектаров и 300 — большая разница.
— Насколько эффективно в полтавских лесхозах решают вопросы защиты от жуков-короедов, которых сравнивают со стихийным бедствием?
— Лучшим методом борьбы с этими вредителями остаются рубки ухода. Потому что короеды обладают способностью очень быстро перемещаться по лесу, пользуясь засохшими деревьями. В этом году мы выполнили соответствующую биологическую обработку леса на площади 529 гектаров.
Но самая большая проблема полтавских лесоводов и коллег из других областей — не вредители. 15 августа вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» от 10. 07. 2018 №2497-VIII, согласно которому мы будем вынуждены платить в разы большие налоги в местные бюджеты за землю, расположенную под лесом. У нас 200 000 гектаров леса, поэтому нам придется заплатить 352 миллиона гривен, тогда как вся наша летняя хозяйственная деятельность рассчитывается 303 миллионами гривен. До сих пор мы работали с рентабельностью 2,4-3%, что соответствует среднеевропейском нормам. Как работать в дальнейшем, никто не знает. Чтобы выжить и платить налоги, а работникам — зарплату, видимо, придется рубить больше леса, хотя уже второй год объемы вырубки уменьшаем. А также поднимать цену на лесопродукцию. Не знаю, кому это выгодно. Сейчас кубометр сосны стоит 1-1,5 тысячи гривен, а будет стоить вдвое дороже. Если у бабушки минимальная пенсия и печное отопление, то где ей взять деньги, чтобы купить дров на зиму? Об этом не думают те, кто с голоса внес в Верховной Раде такую странную поправку или предложение. Ее не обсуждали ни в комитетах, ни в СМИ. Теперь обращаемся во все органы власти, в том числе парламент, Кабинет Министров и к Президенту, и объясняем, что этот нелепый закон поставит нас на колени. Мы считаем, если лесное хозяйство нужно государству, оно должна о нем заботиться, а не рубить под корень.
— По инициативе Премьер-министра Владимира Гройсмана в стране продолжаются проверки предприятий лесной промышленности по контрабанде древесины.
— Уверяю вас: лесхозы Полтавщины ни одного кубометра древесины не вывезли за пределы Украины. Был такой момент, что позволяли вывозить за границу дрова. Когда ко мне обратились представители фирм с просьбой продать им круглые бревна длиной 1-2 метра, я ответил, что в моем понимании дрова бывают длиной 30-50 сантиметров и обязательно должны быть изрублены. Свои дрова мы реализуем местным жителям. Сейчас половина школ и садиков, а также 30% больниц области перешли на альтернативные виды топлива. Дрова для отопления использует промышленность Горишних Плавней. Но больше всего — население, так как газ очень дорогой. Теперь отпускная цена за кубометр дров для населения 300-700 гривен.
— Полтавщина сократила экспорт лесной продукции?
— И намного — в 7-8 раз. На экспорт у нас работают Гадячский и Миргородский лесхозы, которые отправляют только переработанную древесину: индустриальный паркет, сосна, тополь, ольховые, дубовые доски, европеллеты, дубовые заготовки для мебели.
— Руководители предприятий сетуют, что на производстве некому работать.
— Лесное хозяйство Полтавщины кадрами, к счастью, укомплектовано. Наш подшефный Лубенский лесотехнический колледж, который готовит специалистов отрасли и для Черниговской, Черкасской, Сумской, частично Кировоградской областей, выполняет госзаказ по набору студентов. В этом году первокурсниками стали почти 100 человек. Прошлогодний набор был немного меньше. Но самое главное, что 98% работников государственной лесной охраны нашего управления имеют специальное образование.
— На двух государственных сельхозпредприятиях Миргородского и Лубенского районов летом были вспышки АЧС. Животные имели какой-то контакт с дикими свиньями?
— Определенную роль там сыграл человеческий фактор. На окраине поселка Декабристов в лесополосе обнаружили погибших от чумы домашних свиней, которых кто-то тайком вывез и там оставил. Заметьте: не утилизировал, не сжег, не вызывал ветеринаров, а просто вывез и выбросил. Их терзали лисы, дикие собаки, кошки. И началось. За это надо жестко наказывать.
Уже три года в области фиксируют АЧС. Из-за этого заболевания вынуждены сокращать численность диких свиней и в лесу. Согласно требованиям, их оптимальное количество на тысячу гектаров не может превышать четыре головы.
— Надеюсь, недостаток диких свиней охотничьи хозяйства компенсируют другими представителями лесной фауны.
— Весной мы выпустили на водоемы области более 2000 диких уток, а в 4 квартале этого года дополнительно завезем в область муфлонов, ланей, оленей. Много в наших лесах зайцев. Пользователи охотничьих угодий имеют обязательства перед областным советом и местными общинами наполнять эти угодья дичью.
— Если в распоряжение Полтавского областного управления лесного и охотничьего хозяйства передадут 25000 гектаров земли, о которой вы говорили, то насколько вы увеличите лесистость страны?
— Примерно на 4-5%. Мечтаю о цифре 15%. И это не фантастика. Нужны только государственное финансирование отрасли, потому что самим нам не под силу это сделать, земля и соответствующая законодательная база. Убежден, коллеги из других областей в этом меня поддержат.
Попутно поздравляю их и всех 1410 работников нашего управления с профессиональным праздником. Уверен, наши лучшие времена еще впереди.
Юрий Тараненко. Родился 31 марта 1967 в с. Большие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. Окончил Украинскую сельскохозяйственную академию по специальности «лесное хозяйство». Работал в Миргородском лесхозе инженером охраны и защиты леса, охотоведом, главным лесничим, 11 лет — директор этого лесхоза.
С 2009-го — начальник Полтавского облуправления лесного и охотничьего хозяйства.
Заслуженный лесовод Украины, отличник лесного хозяйства Украины. Кандидат сельскохозяйственных наук.
По материалам ukurier.gov.ua
Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»