В самый разгар лета позже других деревьев зацветает липа, обычно 10 – 20 июля, в теплое лето раньше, в холодное позже. На душе становится радостно около цветущей липы, сладкий запах обволакивает все вокруг.
Липа – один из самых обильных медоносов, в июле пчелы собирают белый липовый мед – липовец, самый ароматный.
Липа славится своей красотой, издавна ее высаживают вдоль дорог, в парках и скверах. Во многих старинных усадьбах сохранились липовые аллеи, нигде так хорошо не дышится жарким летом.
Существует множество поэтических легенд, связанных с этим деревом. По одной из них, в древней Фригии жили супружеская пара – Филемон и Бавкида. За благочестие боги позволили им служить жрецами в великолепном храме и исполнили их желание: супруги дожили до глубокой старости и умерли в один день. А после смерти Филемон стал дубом, а Бавкида липой, причем оба дерева росли из одного корня, и фригийцы почитали их.
В старину липа олицетворяла собой величавую женственность, ведь живет она до тысячи лет. Очень старые липы, выросшие на просторе, имеют летом такой же роскошный шатер, как и дубы. Долговечность некоторых лип вощла в историю. Так, немецкие хроники еще в 1392 году рассказывали о знаменитом древнем дереве, которое росло у въезда в город «Нейштадт у липы». Липу немцы величали не иначе как «госпожа липа».
В Швеции существует своя легенда об этом дереве. Три родственные фамилии – Линнеи, Линделиусы и Тилиандеры – вели свое происхождение от одной липы, у которой было три отростка от ствола. Рассказывали, что если фамилия прекращала свое существование, то отросток засыхал. Наконец от липы остался только пенек, который еще долго пользовался почитанием.
Еще в позапрошлом веке большим спросом пользовались бани из липы – из-за приятного воздуха и легкого пара. Из липовой древесины изготовляли деревянные части гармоней, внутренние части крупных столярных изделий – комодов, шкафов, столов. Искусные резчики даже делали из нее печати вместо казенных медных. Вот откуда появилось в русском языке выражение «липовая бумага», то есть поддельный документ.
Громадная жизненная сила, способность давать обильную поросль от пня помогли липе не исчезнуть с лица земли. Ну и еще различные поверья, иногда сохранявшие ее. Крестьяне верили, что срубивший липу непременно заблудится в лесу. Запреты на рубку старых и посаженных деревьев существовали, например, в Вологодской губернии. Люди были уверены, что нарушивший запрет скоропостижно умрет или сойдет с ума, верили, что дереву больно, оно может плакать, когда его рубят. Поэтому, может быть, старые деревья не трогали.
И. С. Тургенев в «Записках охотника» писал: «Да! Прекрасное дерево – старая липа… Ее щадит даже безжалостный топор русского мужика…»