Содоклад председателя общества лесоводов Украины Юрия Марчука

 

IV Съезд лесоводов проходит в непростых условиях. На востоке Украины идет война, гибнут наши ребята и мирные жители, миллионы переселенцев оставили дома, нарастает трудовая миграция в ЕС. На этом фоне наши проблемы воспринимаются как незначительные, и оцениваются по принципу: «покричат и начнут работать».

Кому не лень, пиарятся на проблемах леса, не понимая, что специалисты, профессионалы своего дела воспитываются десятилетиями. Украинский лес видел войны и революции, был домом и ресурсом восстановления страны, но никогда не был элементом «пиар технологий». «Политик думает о выборах, государственный деятель — о собственном народе» (сказал В. Черчилль). Сегодня политическая система строится на критике всех и вся, а не на развитии и достижениях. И, что мы имеем:
 из-за падения ВВП на 1 жителя страна переместилась на 88 место в рейтинге ООН;
 недостаточное внимание развитию промышленного производства, выпуска продукции с большой добавленной стоимостью, приводит к уменьшению доходов населения;
 чрезмерная налоговая нагрузка;
 ежегодно на карте Украины исчезает до 20 сел;
 не видят перспективы и массово, по упрощенной процедуре, едут на обучение в Польшу наши дети, наши студенты массово летом собирают ягоды в Германии.
Можно многое сказать еще в ответ критикам, не думаю что в этих проблемах виноваты лесоводы. Но мы вместо того, чтобы развиваться, чтобы думать о перспективах, вынуждены оправдываться. Да, нет безгрешных, и в лесной семье не без «урода». Но в этом зале представители пятидесятитысячного коллектива требуют уважения к своему труду. Требуют уважения к себе и своей работы десятки тысяч ветеранов, которые не работают, но лес — это их жизнь.
25 тысяч лесной охраны, экономисты и бухгалтеры, работники лесопитомников, автотранспорта и цехов переработки, вальщики леса — это тот костяк лесного хозяйства, который создает, ухаживает и предохраняет леса, это и Вы, уважаемые делегаты Съезда. Более 200 работников, имеющих государственные награды, более 150 — звание Заслуженного работника лесного хозяйства. Более 1000 человек воевали в зоне АТО — около 200 награждены боевыми наградами. Мы потеряли на фронте 15 наших лесных собратьев, 4 погибли от рук браконьеров и лесонарушителей. Прошу почтить их память минутой молчания.
 Сегодня перед коллективами стоят ряд вызовов и об этом уже сегодня говорили:
1. Нестабильность в принятии законов, отсутствие социальной защиты лесной охраны.
2. Не решен вопрос государственной поддержки лесного хозяйства.
3. Одна из крупнейших в Европе налоговых нагрузок.

Накладываются и природные вызовы, вызванные изменениями климата и социальным положением людей в лесных деревнях, отсутствием рабочих мест, что приводит к нелегальным рубкам, браконьерству, нелегальной добыче полезных ископаемых. Возможно, из Киева не видно, как добываются бесконтрольно природные ресурсы на местах, уничтожаются лесные массивы.
Почему в Европе нет нелегальных рубок? Потому что они, в первую очередь, основной индикатор социального положения населения на селе, и краденую древесину некуда продать. Возможно ли решить эти проблемы исключительно введя уголовную ответственность? Лишь частично. Требуются рабочие места, нужно развитие села, нужна серьезная государственная поддержка.
Мы уже сегодня имеем дефицит на Полесье и в Карпатах рабочих, водителей, трактористов. Станочник, который у нас получает 10 тыс. грн. зарплаты, в Польше — 25 тыс. грн., а в Германии — вдвое больше.
Обратите внимание, что готова покинуть страну самая продуктивная часть населения. Таким образом, только в Польше уже работает около 2 миллионов украинцев, учится несколько десятков тысяч студентов, а в семьях эмигрантов за 2017 году родилось около 2 тысяч украинских детей.
Поэтому проблемы леса — это проблемы комплексного развития государства, фермерства, малого и среднего бизнеса на селе, глубокой переработки древесины. Нам нужно отойти от политического популизма, фейков и лжи.
Кто только не «пиарится» на нас. И видимо для того, чтобы сохранить леса от изменений климата, нам нужно, в первую очередь, сохранить профессиональные кадры в лесном хозяйстве, при изменении правительств, политической и партийной конъюнктуры. Картинки из других стран сегодня выдаются за Украину. Лесоводы под постоянным шквалом критики, потому что так хочется на популизме въехать в Верховную Раду. А куда труднее создавать новые рабочие места и открывать новые производства. Есть целый ряд проблем, некоторые мы можем и должны решить, а другие зависят от государства.

Почему-то принято считать, что если изменить систему управления и подчинения, то все в один момент решится.
Проблемы, по нашему мнению, не менее актуальны:
1. Государственное финансирование лесов Юга и Востока.
2. Чрезмерное налоговое бремя.
3. Установление прав и обязанностей лесной охраны (№8241).
4. Принятие Закона о рынке древесины.
5. Предвзятое формирование негативного общественного мнения о лесоводах.
6. Уровень социального положения населения — как индикатор нелегальных рубок.

А мы почему-то зациклились исключительно на подчинении лесохозяйственных предприятий.
Министерство, агентство, компания — это организационные и управленческие меры.
Почему мы не хотим видеть примеры Польши, Германии, где лесов по площади столько же, как и у нас, а заготавливают древесины больше? Поляки-  третьи в мире по производству мебели. Возможно, акценты не те?
А что нужно изменить в работе лесничего или мастера леса, которые в любую погоду в лесу. Им нужен правовой статус, им нужна социальная защита, а не огульная критика (примите законопроект 8241, урегулируйте эти вопросы).
Хотел бы показать на примерах, как эти вопросы решаются а ЕС. В мире действуют рамочные конвенции и соглашения в пределах которых и принимаются решения по развитию лесного хозяйства. Есть четкие планы на будущее.
   А нужно ли это у нас? Нет сомнений:
1. нужны государству новые леса — да!
2. Нужно залеснять эродированные земли — нет сомнения!

3. Кто это должен делать — лесоводы!
4. А на какие средства?
5. И здесь все наши программы закончились. А что у нас? Имеет ли Украина ресурсы древесины?
Поэтому теперь о переработке древесины. Человек в жизни, в квартире, в строительстве зависит от древесины.
Гуцулы говорят — человек живет от дерева — к дереву, от колыбели — до могилы.
Древесина — это единственный восстановительный ресурс, который мы имеем. Не нефть, не песок и не гранит и, даже не янтарь — а древесину. Сегодня на выставке сотни фирм из разных уголков мира демонстрируют свое оборудование.
Есть ли у нас возможность развивать переработку — есть! И перспектива ее эффективная в развитии частной собственности на селе, удешевлении услуг и государственном протекционизме в сфере кредитов, тарифов, проектов подключений. Несмотря на различные географические условия ресурс у нас есть. Основное — глубокая переработка, а для этого нужно оборудование, которое есть на выставке. Главное — за что купить, и вот здесь роль государства становится главной.
Это то, что крайне необходимо стране, это рабочие места, это будущая украинская продукция, это налоги. Нужно страну делать исключительно экологической зоной, нужно развивать переработку? Нет сомнений, что и то, и другое — важно, надо найти баланс в использовании, в экологических технологиях и в заповедных.
Нужна ли Украине собственная бумага, или мы поддерживаем производителей из Скандинавии, которые ее выпускают из древесины. Это только один пример, который говорит о необходимости стратегии переработки и использования древесины в государстве в общем контексте промышленной политики, в налоговых льготах преференциях. Такое сбалансированное планирование нужно, иначе у нас на рынке будет польская мебель, а мы кроме полуфабрикатов ничего не сделаем.
Вторая и не менее важная составляющая этой медали — это экология. И это не только заповедники, это экологические технологии, это сохранение полезащитных полос — это защитные леса на юге, влияющие на урожай, которые задерживают эрозию. А поддерживаются ли государством эти направления, может финансируются? — нет.
Посмотрим на проект бюджета. Есть рост минимальной зарплаты; можно позавидовать Минэкологии и МинАПК, где средства из бюджета измеряются миллиардами.
А теперь, что получает Гослесагентство. Честно, я уже не знаю к кому обращаться, есть Указ Президента, есть масса обращений от Общества, Общественного Совета, Народных депутатов к правительству. А все закончилось тем, что эти обращения возвращены в экономическое управление агентства, которое что-то должно отвечать. Да, это управление вместе с В.Н. Бенидорм ходит по всем инстанциям и просит, чтобы услышали проблемы, и поверьте — не только лесоводов, а и переработчиков древесины. Надежда теперь на Верховную Раду.
Возможно кто-то не заметил, но это только слепой, что климат резко меняется.
Украина при таких изменениях может потерять основные лесные виды (сосну, дуб, березу).
Нам нужны серьезные научные исследования изменений климата и, соответственно, финансирования.
Еще немного — и при таких изменениях Степь будет в Житомире, а каждое дерево на юге на вес золота. А будет ли при таких подходах кому работать в этих лесах — сомневаюсь. И поверьте мы, не ожидали решения проблемы. Сегодня лесоводы всей страны перечисляют однодневную зарплату лесникам Юга. Мы не ждали решения, а подготовили проект закона о создании фонда финансирования лесного хозяйства. Эти предложения есть в Указе Президента, осталось их принять.

Сегодня в зале народные депутаты. Вы последняя надежда. Мы слышали обещание при принятии бюджета на 2018 год о 500 млн. грн. на лесное хозяйство. Сегодня конец сентября и ноль.
На юге теряем кадры, пустуют лесопитомники. Когда вся Европа дотирует воспроизводство лесов и лесоразведение — мы этот вопрос загнали в зону экологического и социального конфликта. Даже в нынешних условиях для государства должно быть самым важным стабильность в прифронтовых областях. А лес там — это тоже рабочие места.
Хочу поддержать предложения В.Н. Бондаря о необходимости разработки и принятия Национальной лесной политики, которая должна консолидировать общество вокруг лесных проблем, а не вносить диссонанс и конфликт, как получилось с местными общинами при налогообложении лесных земель. Идея для горных сел понятна, а подходы как всегда.
Возможно, авторы поправки, которые столкнули лесхозы, а в отдельных на территории до 70 сельсоветов, с местными общинами, не знают, что пшеница плодоносит ежегодно и каждый год сеется. А лес посажен до 40 лет, и кроме кислорода и грибов, ничего не дает. А заповедники, а лесные питомники? Так что, их корчевать и выращивать сою? Возможно, авторы не знают о незаконном использовании земель запаса, о местных ископаемых, песке, глине, янтаре, граните, и что налоги с них тоже должны быть в обществе, как и водных ресурсов. И так, часть лесной ренты в общей доле природной уже 65-70% собственности, а лес государственный. И здесь можно предлагать что угодно.
Например, уплата лесной ренты. Она на 2019 будет индексируемая на 19,3% и составит 1 млрд 100 млн. грн. И мы готовы инициировать, чтобы эти деньги зашли в местные общины. А давайте добавим сверху еще 300 грн. с 1 га налога на лесные земли, и налог на прибыль, дивиденды, НДС, ЕСВ — это будет 60% в настоящее себестоимости. Минимум в 2-3 раза поднимется цена на древесину и дрова для тех же сельсоветов.
Кто-то думал когда заложил этот конфликт? Вопрос не в том — кто и как заплатит. Вопрос в том, что 200 предприятий станут и ничего не смогут сделать с 01.10.2018 г.. Спасибо налоговому комитету за понимание. Хотелось бы, чтобы нас услышали и в Минфине, как куратору ГНС. Никогда в селе мы не меняли земельный налог посреди сезона.
Мы хотим предупредить всех, что этот подход — это не только конфликт с сельсоветами, но и остановка ряда предприятий. Готовы ли нести авторы эту ответственность. Думаю, лесоводы имеют право на политическую оценку таких инициатив в 2019 году. Мы обращаемся к народным депутатам Украины с требованием отменить этот налог, отдать сельсоветам всю лесную ренту и принять пакет законов о Фонде финансирования лесного хозяйства.
Это возможно урегулировать через изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины, но для этого надо прожить октябрь. Поэтому, просьба к правительству урегулировать срочно этот вопрос.
Не может целая отрасль, — а это не только Гослесагентство, это все леса Украины — зависеть от таких ошибок. Это понимает бизнес, это понимают Главы ОГА и областного совета, осталось только чтобы нас услышали. Сегодня у нас народные депутаты, средства массовой информации. Обращаемся к Вам за поддержкой.
За человеческую жизнь лес не вырастить, его можно посадить и собрать урожай, который растили наши предшественники. Этот процесс не может быть расторгнут никем без вреда для человека и для государства. Надеюсь, что все это понимают.
И напоследок, что нужно нам:
1. Стабильность и предсказуемость налоговой базы.
2. Поддержка государством лесов Юга и Востока.
3. Понимание, что леса являются важнейшим кластером, в котором объединены по жизни лесоводы, деревообработчики, охотники и все сельские общины. И не важно кто здесь главный. Важно, что этот комплекс дает работу и создает условия для жизни всем. Но при одном условии — все равные среди равных. Всегда найдется желающий делить ресурсы, а вот выращивать лес желающих мало, но это наша жизнь и наша работа.
4. Леса имеют важнейшее значение в общественных отношениях и, мы должны понимать, что всегда будем центром общественной критики, но мы за справедливую критику. Врач — лечит, учитель — учит, лесовод — выращивает лес и охраняет. Потому что за одну человеческую жизнь его вырастить невозможно. И десять миллионов гектаров лесов в Украине создано именно лесоводами.

 

По материалам tlu.kiev.ua

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *