Закарпатские лесники показали, что и как они делают, чтобы места сплошных рубок не стояли пустотами.

В последнее время человек с профессией лесник в целом ассоциируется с негативом. Вот говоришь «лесовод», а в воображении сразу ассоциативный ряд — «лесоруб», «контрабандист», «взяточник» … Это так въелось в сознание, особенно на фоне последних заявлений о массовых вырубках, лысых Карпатах и экоциде лесов, что воспринимается как должное. Хотя на самом деле, говорят специалисты, лесовод — это человек, который не столько рубит лес, сколько выращивает его. В том, что все так и есть, журналистов издания «Укринформ» попытались убедить закарпатские лесоводы.

Это хозяйство работает на Тячевщине, в отдаленном горном селе Брустуры, что при советах было поэтически переименован в «Лопухово». Этот лесхоз таки выгодно представляет лесоводов и их работу — здесь несколько лесничеств, два из них имеют большую славу. Первое, Кедринское — благодаря уникальной плантации кедра, растущего здесь естественным путем более 500 лет, второе — Турбатское славное своим работником, Героем Соцтруда, чемпионом мира среди лесорубов Иваном Чусой (сейчас в лесничестве работает, к слову, внук его брата — Дмитрий) . Хотя надо сказать, что этот лесхоз известен также и массовыми рубками на своей территории — здесь много так называемых «лысых» склонов, были и акции, когда крестьяне перекрывали дороги лесовозам.

А еще, кроме всего, здесь расположено одно из крупнейших в Карпатах лесохозяйство — Брустурянское, которое известно своими большими рассадниками, они дают до 2,5 млн. саженцев для облесения в год. Собственно, эту свою систему лесовосстановления и имели целью показать нам лесники.

По информации директора лесхоза господина Михаила Бегуна, на территории предприятия функционируют 14 лесных питомников общей площадью 4,6 га. Также имеют теплицу — здесь даже модную нынче тую выращивают (говорят, у лесоводов хвою для дачи можно купить на 20% дешевле, чем в питомниках). Ну, а обеспечивают работу питомников семь лесокультурных бригад, а это 38 человек. Плюс — в горячую пору на помощь еще нанимают сезонных работников из местных.

 

Сейчас, несмотря на время года, знаменитые Брустурянские плантации с молодыми елями, кедрами, ясенями, буками и дубками мы не увидели — они засыпаны еще почти полуметровым слоем снега. Их показывают нам на фото — вот сеют, вот пропалывают, вот выбирают для высадки, вот высаживают … Кстати, обычно ели высаживают в 2-3 летнем возрасте, кедры и ясени — в 5 летнем, когда деревца немного окрепнут.

 

А сейчас в хозяйстве рабочие активно заготавливают семена. Январь-февраль — самый сезон для сбора еловых шишек, добычи из них семян и подготовки их к посеву. А происходит это уникальный — на взгляд небывалых — процесс в помещении, называется «шишкосушкой».

Это, собственно говоря, лаборатория, где лесоводы заготавливают собранные семена и сохраняют его. В Кедринском лесничестве Брустурянского лесхоза шишкосушка — это двухэтажное срубная избушка. Внешне похожа на сауну — как зайдешь внутрь, только убеждаешься, что точно сауна: тепло и стойкий аромат хвои. Тепло нужно для того, чтобы шишки раскрылись, — так из них легче добыть семена. Для этого собранные по лесничествах шишки (которые к тому хранились в снежных ямах) помещают на полке в этой «сауне». Под постоянным воздействием тепла они за несколько дней раскрываются — и с ними начинают работать. Раскрытые шишки закладывают в специальный барабан, похожий на лотерейный, только с продольными отверстиями — когда его крутить, из этих отверстий высыпаются семена. Их здесь называют «крылатками» — ведь каждая черная семя действительно имеет крыло. Эти крылья им позже обрывают — трут в специальном сите до тех пор, пока не останется только чернушка. Так, объясняют лесники, лучше сойдет. Ну, а уже провеянные семена закладывают в стеклянные 10-литровые бутыли. Храниться так семена могут десятилетиями.

За день здесь могут переработать до 150 кг шишек. Позже часть семян оставляют для нужд собственного лесничества, остальные отдают коллегам.

В этом году урожай шишек неплохой, но бывало и лучше, — рассказывает после экскурсии по шишкосушке Василий Золотарь, лесник Кедринского лесничества. — Год к году не похож, — говорит он и добавляет: — В конечном итоге, после переработки мы получаем примерно 2% от заготовки. Если сравнивать с прошлыми годами, то один из лучших урожаев ели мы имели два года назад — тогда заготовили до 350 кг семян ели.

Но что на самом деле удивило в этой «заготовительной конторе» лесоводов — это то, что здесь готовят не только семена обычной для Карпатского региона хвои, но и необычной.

Выращивают молодые саженцы кедров здесь же, в лесничестве — между обычных для этой местности елей, ели белой, кленов-ясеней … Обычно кедры высаживают в 5-летнем возрасте. Это именно то время, когда деревца хорошо приживаются. А растет кедр долго, лесовод говорит, что за своей тямкы (памяти, — ред.) посадил деревце — сейчас оно только достигло его роста. Ну, а свои знаменитые шишки кедровая сосна начинает давать только в 35-летнем возрасте. За них, говорит Василий Васильевич, здесь ведется настоящая борьба.

Нет, не с местным населением (хотя и это тоже возможно, если учесть, что цена кедрового семян составляет около $ 200 за 100 г) — а с птицами. Точнее, с птичкой, которая называется так же, как и традиционный Брустурянского кедровый продукт (водка, настоянная на семенах) — кедровка.

 

Заготовляем шишки на семена в сентябре, для этого на деревьях делаем специальные ловушки — чтобы шишки не раскрылись, а семена из них не выпало, — рассказывает Василий Золотарь. — Делать это надо тихо, мы во время работы в кедровники стараемся почти не разговаривать. Если нас услышит Кедровка — для птиц это будет сигналом, что шишки созрели, они облаком налетят и нам ничего не останется, — объясняет Золотарь.

А вот в соседнем с Бурстурамы Тячевском лесхозе тоже думают над оригинальным залеснением. Но здесь решили сделать «ход конем» и зарабатывать не только имидж (как в случае с кедрами) — но и неплохие деньги, устроив на территории лесничеств ореховые плантации. Экспериментировать будут вблизи села Нересница.

 

Мониторя рынок, мы решили, что ореховая плантация даст хороший результат уже в ближайшем будущем, — рассказывает об идее директор Тячевского лесхоза Наталья Катреняк. — У нас в Нереснице грецкий орех пользуется сейчас большим спросом, его покупают в местных большими и малыми партиями предприниматели. За килограмм просят от 130 до 180 грн — в зависимости от качества и величины зерен. Поэтому ореховая плантация — это альтернатива заработка для лесхоза в будущем, так сможем меньше рубить.

Весной, — говорит Наталья, — на территории Терновского лесничества (здесь для этого благоприятные природные условия) планируем заложить плантацию 1,5 га из саженцев грецкого ореха. Материал — саженцы 2-летнего возраста, закупим в украинского производителя. Позже, думаю, увеличивать площади ореховых лесов на нашей территории.

Недавно при лесоустроительных работах наши сотрудники обнаружили две такие плантации, это 12-ти 17-летние деревья. Они уже плодоносят, до сих пор лесхоз не продавал их плоды, разве чистили местные жители, но сейчас эти плантации расчищают, весной мы подкормим деревья — и уже осенью будем иметь с этого пользу для хозяйства, — говорит Наталья Катреняк.

Надо сказать, что ореховый лес — это хорошая перспектива. Плодоносить эти деревья могут до 100-150 лет, ценна и древесина ореха — с нее производят элитную мебель. Имея деревья, дающие плоды, можно выращивать саженцы и продавать их. Также ценные перепонки и скорлупа орехов, которые остаются при переработке. Ореховая скорлупа является хорошим сырьем для производства твердого топлива, это сейчас очень актуально для украинских, которые ищут альтернативу газу.

Одним словом, ореховые леса — это хорошая перспектива. В этом Наталья Катреняк нас таки убедила.

Примечательно, что 2017-й на Закарпатье объявили годом облесение Карпат.

 

— За прошлый год, — сообщил директор Закарпатского облуправления ЛОХ Валерий Мурга, — предприятиями Закарпатского ОУЛОХ проведено лесовосстановление на площади 3633 га. Мы ежегодно, исходя из проекта лесных культур, выращиваем 10-12 миллионов саженцев, то есть, сажаем 10 млн. новых деревьев для потомков. А 2017 провозглашен годом облесение новых территорий, которые были переданы от агролеса, и непригодные к сельскохозяйственного использования. Программа воспроизводства лесов в Закарпатье на 2017 год предусматривает, что молодые леса зашумят на 4000 тысячах гектаров — преимущественно на местах предыдущих вырубок.

Сейчас наибольшая потребность в облесение — на территориях, ранее считались за агролеса, говорит главный лесничий Закарпатья.

 

Для того, чтобы привлечь как можно больше людей в процесс облесение, лесоводы в этом году планируют не просто высаживать лес, а проводить акции по облесению — вместе со школьниками, студентами, спортсменами. Приобщат к этому и депутатов.

— В этом году хотим также провести День депутата и так же вместе со слугами народа посадить лиственницы, дубы и сосны европейские, — поощряет Валерий Мурга. — Сейчас в хозяйствах заканчивают работать с семенным материалом, вскоре, как только в горах сойдет снег, лесники приступать к работе. Уверяю вас, что «лысых Карпат» по себе мы не оставим.

 

 

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *