Андрей Бондарук уже более 10 лет занимается необычным делом — возрождением украинской традиционной деревянной игрушки.

Андрей Бондарук в селе Княгининок, что недалеко от Луцка, возглавляет местный музей. Уже более 10 лет он занимается возрождением украинской традиционной деревянной игрушки.

 

«Первые игрушки я начал делать где-то в 2008 году. Перед тем много лет занимался народным искусством — популяризацией писанок. Мне захотелось сделать что-то для детей, ведь именно они лучше воспринимают народное искусство », — говорит он.

 

Андрей рассказывает, что когда начинал игрушечное дело, то не имел ни столярного образования, ни опыта работы с деревом. Не было и никаких научных работ, где можно было бы можно открыть и увидеть, какой была украинская игрушка. Информацию мужчина выискивал в десятках этнографических исследований. И результаты не заставили долго ждать. Сейчас Андрею удалось воспроизвести около 40 видов народной деревянной игрушки.

 

«Есть игрушки для мальчиков, для девочек, есть универсальные. Это и орудия труда, и хозяйственный инвентарь и кухонная утварь. Были также музыкальные инструменты, транспортные средства, фигуры животных — все это отразилось в народной игрушке », — рассказывает мастер.

 

Говорить о времени появления каждой игрушки можно очень условно. Здесь есть и экземпляры, которыми играли древние люди, а есть те, которые любили мальчики и девочки в начале прошлого века.

 

«Если говорить об игрушках, то их история развития отражает историю цивилизации. Есть древние игрушки — шумовые инструменты с первобытных времен, которые считались магическими инструментами. Во времена Киевской Руси очень распространенными были волчки, которые и сегодня находят в торфяниках Киева и Новгорода. Позже уже возникло игрушечное оружие: лук, сабельки, ружья. Сейчас все знают маневицкую лодку из ивы. Игрушечные лодочки из коры — они соответствуют тому времени, когда были распространены лодки-долбленки », — рассказывает мастер.

 

Народные игрушки, по словам Андрея Бондарука, традиционно изготавливают по старинным технологиям. Он показывает экспонаты, на которых когда-то строгали древесину. Сам мужчина на них уже не работает. Свои игрушки он производит в мастерской и использует современные электроприборы, которые значительно облегчают работу.

 

«Важно при этом делать так, чтобы игрушка не стала примитивной, массовой, и не потеряла своей формы. Поэтому я ее дорабатываю вручную. У этого коня колесики идут на токарном станке. Но вот саму форму животного я довырезал ножом. Если посмотреть — здесь есть следы от резца », — показывает деревянного Конинка мастер.

По его словам, если все делать на станках, то и изделие будет искусственным, ненастоящим.

«Это такие древние этнографические игрушки — молоточки, вырезанные ножом. Им лет 40, но сделаны они так, как их делали и 200 лет назад. Один человек пас коров, и между тем за один день самым только ножом сделал для своей маленькой дочери такие молоточки », — демонстрирует один из экспонатов мастер.

Жена Андрея, Ирина Сардак-Бондарук, рассказывает, что не всегда расписывала игрушки. Женщина имеет художественное образование, опыт и этнографическую литературу за плечами. На деревянной поверхности традиционной украинской игрушки женщина пытается воспроизвести народную роспись.

«Очень печально, когда говоря о народной росписи, все имеют в виду только Петриковку. На самом деле у народа очень много таких настоящих, живых элементов. Таких, как рисовали люди у себя на печах, на посуде. Поэтому в отделке игрушки я иду не от Петриковки или Яворовки, а от полотенца, трубы и коромысла. Так, как может нарисовать человек, который не имеет опыта », — рассказывает Ирина.

Совместно с Андреем они проводят мастер-классы для детей, и вдохновляются непринужденным детским творчеством.

Изделия Андрея и Ирины были на фестивалях за рубежом. В этом году их представили в Турции.

«Мы были удивлены, что многие старшие люди подходили и узнавали эти игрушки. Они говорили, что играли такими в детстве. Конек по-турецки называется ат, волчок — топач, а качалка — мердан. А когда подходят дети — нам не надо рассказывать, что это такое. Они берут и уже интуитивно знают, что этими игрушками делать ».

Мастер говорит, что делать с игрушек бизнес они с женой не собираются, ведь массовое производство грозит потерей той уникальности, которым сегодня отличается едва ли не каждое изделие.

Поскольку изделия представляют преимущественно на фестивалях, изготавливать их каждый день нет необходимости. Поэтому основным местом работы Андрея Бондарука является сельский музей Княгининка, экспонаты для которого он собирал в течение жизни.

Музей возник тогда, когда накопилось немало старинных предметов. Андрей коллекционировал их с юности. В августе прошлого года в помещении Княгининського дома культуры им выделили две комнаты, которые сейчас стали музеем общины. Здесь действуют постоянная и переменная экспозиции. Сейчас Андрей работает над оформлением экспозиции с историей общества, а также реставрирует деревянные экспонаты музея.

Народную деревянную игрушку Андрей и Ирина считают полностью реализованным проектом. Более 40 ее видов удалось вернуть из забвения. Некоторые из них вошли в книги Ирины, которую она собственноручно проиллюстрировала.

 

 

По материалам www.volynpost.com

Татьяна Кузьменко, член редколлегии Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *